Форма лица — бесконечность | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

дверь3

В выставочном пространстве главного здания МРМИИ им С.Д. Эрьзи представлена персональная выставка А.Г. Ливанова «Форма лица — бесконечность».

Официальное открытие прошло в формате живого дружеского диалога зрителей и автора.

Ливанов Александр Григорьевич художник, реставратор Родился в г. Саранске в 1955 г. Окончил СХУ им. Ф.В. Сычкова в 1981 г. Реставратор скульптуры, участник республиканских и российских выставок.

В серии фотографий «Форма лица – бесконечность» образы С.Д. Эрьзи показаны в другом «измерении». Его творческое наследие и материально, и духовно. Брутальность, «приземленность» скульптур мастера предполагает связь с небом, с невидимой, эфемерной сферой. Представленные фотоколлажи выделяют духовную составляющую творений Эрьзи. Выразительность его образов использована автором для репрезентации в другой смысловой контекст.

Они двигаются вперед,

Даже если стоят на месте.

Их лица – отражение неба,

Форма лица – бесконечность.

 

Музей дает возможность зрителю увидеть произведение-подлинник, однако музей – не единственное и окончательное место для показа произведения. В ситуации двухмерного пространства (экран монитора, фотоизображение) фон и среда активно влияют на восприятие зрителя. Пространство виртуальной реальности позволяет включать в него копию произведения на основе замысла художника, работающего с этой копией. Помещенное в творческое поле этого замысла произведение приобретает свойство вторичной реальности, получает другой художественный статус. Меняется также его жанровая определенность и смысловое наполнение.

 

Где бы ты ни был,

Ты всегда на краю земли.

За ним начинается небо.

Оно всегда у твоих ног.

Земля и небо – не только пространство жизни человека, но и координаты его познания. Работы Эрьзи, условно изъятые из музейной среды, помещены автором в эти координаты познания с помощью фотомонтажа. Форма рукотворная сливается с природными формами в фотографическом пространстве пейзажа. Происходит объединение образа человека с настроением природы, совмещение их в одну ландшафтную образность. Попадая в другую среду, образ-скульптура получает другое качество пластической выразительности и новые смыслы. Один из этих смыслов раскрывает фраза древне-китайского философа: «Небеса, земля и я – у нас всех одни корни; вещи, которым десять тысяч лет, и я сделаны из одного и того же».

 

Работа скульптора, выполненная в материале как вещь, теряет часть своей материальности в двухмерной фотореальности. Вместе с тем, окружающая среда приобретает новое качество артефакта и начинает существовать как вещь, которую вы наблюдаете. Акт дематериализации скульптуры позволяет увидеть ее «масштаб» как единый с природным, а сделанное руками скульптора лицо получает свойственные природе черты бесконечности. Лицо становится объектом, выходящим за пределы ограниченной индивидуальности и обыденного опыта. Зритель при этом занимает положение стоящего на границе мира наблюдателя. Видеть — означает путешествовать. Путешествие порождает пространство и регулирует ход времени.

 

Не поднявшись на высокую гору,

Не узнаешь высоты неба.

Не взглянув в высокое ущелье,

Не узнаешь толщины земли…

 

В виде наскальных рисунков древних людей лицо-артефакт присутствовало как часть природного естества. В этом историческом контексте лицо, растворяясь в природе, получает такой же вектор в бесконечность, как и сама природа. Творчество С.Д. Эрьзи захватывает красотой, визуальной силой, а кроме того — способностью увлечь во «внутреннее путешествие». Его образы пронизаны мистической связью с природой и осознанием человека как части природы.

 

А.Г.Ливанов

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ