Волошин, Айвазовский и новый Макаров | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

новости

В сентябре этого года по приглашению книгоиздателя К.И. Шапкарина решено было творческой группой посетить Крым: посмотреть обновленную Феодосийскую картинную галерею им. И.К. Айвазовского, поучаствовать в научно-творческом симпозиуме «Волошинский сентябрь», встретиться с добрыми друзьями из музея-заповедника «Киммерия М.А. Волошина» — партнерами по реализации недавнего проекта «Киммерия в Мастораве», и, конечно же, поплавать в Черном море.

Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского после трех лет ремонта торжественно открылась в марте этого года, когда широко отмечалось десятилетие вхождения Крыма в состав Российской Федерации. Обновленная экспозиция с прекрасным освещением порадовала нас погружением в пучину живописной маэстрии Айвазовского, полной информацией о жизни и творчестве «певца моря», и встречей с картиной И. К. Макарова, ранее нам неизвестной. Первым её увидел Константин Иванович, и, с трудно скрываемой радостью, с маской вселенской загадки и торжества на лице, оторвав от экскурсионной группы, со словами: «Я нашёл Макарова!» подвёл меня к «Семейному портрету». На раме сохранилась старая этикетка, сообщавшая о том, что эта картина неизвестного художника, а новая этикетка сообщала, что автором является И.К. Макаров, правда со знаком вопроса. Авторство Макарова предложила заместитель директора по научной работе Феодосийской картинной галереи Н.Н. Пиронкова. На холсте запечатлён эпизод  первых лет счастливой семейной жизни Ивана Константиновича с Юлией Гревс. Они поженились в 1848 году, а в июне 1849 родилась дочь Елена. Её, примерно в возрасте 6 месяцев, мы видим в кроватке. Портрет можно датировать 1849 годом ещё и потому, что этим годом датируются наброски и эскизы к нему, хранящиеся в Русском музее. Исследователи творчества И.К. Макарова прошлых лет предполагали, что  на основе этих рисунков был написан живописный портрет Айвазовского, но местонахождение его не известно.

В ходе подготовки данного материала нашлась ещё одна акварель из собрания Одесского художественного музея: И.К. Айвазовский. «Семейный портрет» (автопортрет с женой Юлией). 1849. Если сравнить этот лист с работами И.К. Макарова из ГРМ, то можно предположить, что это тоже эскиз к найденному «Семейному портрету». Так что генеральный каталог «мастера изящной кисти» пополнился двумя произведениями.

Н.С. Осянина, заведующая отделом музейной педагогики

Загадки семейного портрета Айвазовских

В постоянной экспозиции Феодосийской картинной галереи имени И.К.Айвазовского (ФКГА) представлен «Семейный портрет Айвазовских».[1]Выглядит он очень парадно и всегда привлекал к себе особое внимание. Автор его долгое время был неизвестен, однако художественные достоинства этого произведения всегда давали основание думать, что оно создано большим художником.

На картине изображена молодая чета Айвазовских: художник Иван Константинович — за работой у мольберта, Юлия Яковлевна в красивом кимоно — рядом с мужем, чуть в стороне от них справа — спящий в колыбели-корзинке младенец. Вся мизансцена изящно вписана в пространство балкона, обращенного в сторону моря и освещённого солнечным светом.

Семейный портрет поступил в Феодосийскую картинную галерею 14 ноября 1949 года вместе с произведениями Константина Федоровича Богаевского (1872 – 1943). Их передали Николаю Степановичу Барсамову, тогдашнему многолетнему директору галереи, из Симферопольского краеведческого музея. Плохая сохранность портрета требовала серьезной реставрации. Её произвели к 1950 году в Центральных художественных мастерских.

Николаю Степановичу Барсамову и его жене Софье Александровне, главному хранителю ФКГА, эта работа была хорошо знакома, так как до Великой Отечественной войны они неоднократно видели её в мастерской К.Ф.Богаевского. Вот как об этом вспоминает С.А.Барсамова: «Моё внимание в мастерской привлекла картина, о которой Константин Федорович сказал, что это семейный портрет Айвазовского, написан он другом Айвазовского Васей Штернбергом, но как попал портрет к Богаевскому, мы никогда не спрашивали <…> Впоследствии мы обратились к младшему внуку Айвазовского — известному лётчику Арцеулову. Вот, что он рассказал нам. У Александры Ивановны (дочери Айвазовского) был сын Николай, он очень дружил с Костей Богаевским. В 1917 году Николай Лампси, уезжая за границу, передал портрет Константину Федоровичу».[2]

К тому времени, как портрет поступил в галерею, Барсамовым уже было известно, что художник Василий Федорович Штернберг умер в Риме в 1845 году и написать эту картину не мог, так как Айвазовский женился на Юлии Яковлевне Гревс в 1848 году, а его первая дочь Елена (на портрете, определенно, изображена она) родилась 11 июня 1849 года.

Софья Александровна провела собственную атрибуцию этого произведения и установила его авторство. По ее мнению, картину написал известный русский художник Алексей Филиппович Чернышёв (1824–1863). Однако, со временем, её версию многие специалисты признали сомнительной и отвергли.

Кому впервые пришла мысль о том, что создателем «Семейного портрета Айвазовских» мог быть Иван Кузьмич Макаров (1822–1897), художник, имя которого широко было известно во второй половине XIX века, сказать трудно. Тем не менее, именно в этом направлении повели поиски автора портрета сотрудники Феодосийской картинной галереи.

В  1980-е годы из отдела дореволюционной графики Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге были получены фотокопии произведений, которые являются важным свидетельством в пользу авторства Ивана Кузьмича Макарова. Речь идет о копии акварельного портрета Ивана Константиновича и Юлии Яковлевны Айвазовских, подписанного И.К.Макаровым [3], существование которого подтверждает тот факт, что художник был знаком с маринистом и его женой и, судя по всему, неоднократно писал их. Вторая копия сделана с рисунка Макарова, представляющего собой абрис двух голов, мужской и женской, в повороте 3/4 влево[4]; сходство их с изображенными на нашем «Семейном портрете» поразительно. Похоже, что рисунок является подготовительным материалом к будущей картине.

Творческая биография И. К. Макарова красноречиво свидетельствует о том, какого высокого уровня был этот художник. Иван Кузьмич родился в 1822 году в Саранске, его дед и отец были художниками. Под руководством отца, Кузьмы Александровича Макарова, основателя Саранской живописной школы, Иван получил начальное художественное образование.

В 1842 году за рисунки, эскизы и этюды, присланные на рассмотрение Совета Императорской Академии художеств, он получил звание неклассного (свободного) художника. В 1845 году Иван Кузьмич переехал в Санкт-Петербург, где в качестве вольноприходящего ученика посещал Академию художеств, занимался в классе исторической живописи у Алексея Тарасовича Маркова (1802–1878). За период обучения получил две малые серебряные медали, вскоре добился известности как портретист.

По окончании Академии его отправили «для усовершенствования в мастерстве» на два года за границу на средства Общества поощрения художников и с помощью Великой княгини Марии Николаевны, президента Императорской Академии художеств на тот момент. За границей он жил преимущественно в Риме. В 1855 году  возвратился в российскую столицу и получил звание академика «за искусство и познания в живописном портретном художестве». Работал по заказам императорской фамилии, создавал иконы по частным заказам. Экспонировал свои картины на выставках в залах Академии художеств. В 1881 году провел в Петербурге персональную выставку. По приглашению своего учителя А.Т.Маркова участвовал с 1865 года в росписи Храма Христа Спасителя в Москве. В 1893 году за эти труды его наградили золотой медалью и орденом Святой Анны 3-й степени.

Первые подписанные работы Макарова — «Портрет супругов Дёллер», «Портрет Елизаветы Сергеевны Дёллер», «Портрет молодой девушки в белом платье» — говорят о нем  как о замечательном мастере. По сохранившимся отзывам можно сделать вывод, что к 1846 году И.К.Макаров был очень востребован как портретист и получал много заказов. Приведем некоторые из них. Например: ( его) «портреты становятся замечательными произведениями живописи. Теперь он работает в Павловске <…> и все первые особы высшего петербургского общества заказывают у него портреты».[5] Или: «Молодой артист пишет, <…> и кисть его на лету срывает такие жизненные черты, такие мысли, оригинальные и характеристические, что его портреты становятся замечательными произведениями живописи и, несмотря на свою легкость и грациозную небрежность, превозносятся всеми».[6]

По словам Софьи Алекександровны Барсамовой, сохранилось письмо (автору этой статьи неизвестное), в котором И.К.Айвазовский сообщает, что в конце 1849 года он с женой и дочерью  приехал из Санкт-Петербурга в Феодосию. А это значит, что семейство Айвазовских могло позировать Макарову в 1849 году, т.е. в период, совпадающий с приблизительно установленной датой создания «Семейного портрета Айвазовских»(1849).

Совпадают также некоторые формальные признаки, присущие большинству произведений И.К. Макарова: художник часто придавал своим работам форму овала или круга (наш портрет, как известно, вписан в овал); будучи скромным человеком, он редко подписывал и датировал свои произведения.

Живописный почерк «Семейного портрета Айвазовских» вполне сочетает общие черты, характерные для работ Макарова — свободную, артистическую манеру исполнения, эффектность живописных приемов (не даром современники считали его достойным продолжателем традиций великого Карла Брюллова), внимание к деталям (но не злоупотребление ими), стремление точно передать внешнее сходство и общее душевное состояние своих моделей.

Конечно, для того, чтобы делать более аргументированный вывод об авторе «Семейного портрета Айвазовских», необходимо иметь достаточный сравнительный материал и результаты химико-технологической экспертизы. Возможно, со временем такие благоприятные условия создадутся и прекрасное произведение, наконец, обретет своего автора. А исследователям творческого наследия Макарова — станет известно еще одно его произведение, тем более, что наш портрет относится к редко встречающимся ранним работам мастера.

Н.Н. Пиронкова, заместитель директора по научной работе ФКГА


[1] Семейный портрет Айвазовских. Холст,масло,76 х 93,5, овал. ФКГА, ж-742

[2] Барсамова С.А. Машинописный текст, неподписанный. Судя по всему,  это — подготовительные материалы к статье « Автор картины был неизвестен» (Феодосийская газета «Победа»,1968 г.,№ 24

[3] Макаров. И.К.Портрет Айвазовского и его первой жены. Бумага, акварель, 36х20. ГРМ, р-1241

[4] Макаров. И.К. Айвазовский и его жена. Наброски голов. Бумага, карандаш, 46х36,2; 38,3х27,5. ГРМ, р-45845

[5] Московские ведомости. 1852 г. № 104.

[6] Московские ведомости. 1852 г.№ 104

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ