Вспоминая Анатолия Кияйкина
11 июня в Выставочном зале музея в рамках выставки Анатолия Кияйкина состоялся Круглый стол, на котором выступили искусствоведы, историки, коллеги и ученики художника.
Анатолий Кияйкин (1962 – 2024) – заслуженный художник России (2015), заслуженный художник Республики Мордовия (2008). Лауреат Государственной премии РМ (2003) и премии Главы РМ (2017). Член Союза художников России и Творческого союза художников России (1993). Живописец, график, педагог, он работал в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа. Анатолий Кияйкин окончил Саранское художественное училище (1982), Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова (1994). В 2006-2024 годах профессор Института архитектуры и строительства Мордовского университета. С 1985 года участник республиканских, региональных, всероссийских, международных выставок. Его персональные выставки прошли в городах Баден (1994), Москва (1996, 2013, 2017), Саранск (2002, 2004, 2006), Саров (2003). Награжден серебряной (2011) и золотой (2022) медалями Российской академии художеств, золотой медалью Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство» (2013), бронзовой (2013), серебряной (2014) и золотой (2017) медалями Творческого союза художников России. Его произведения хранятся в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, частных коллекциях в России и за рубежом. 14 октября 2024 года Анатолий Кияйкин ушел из жизни.






Доцент МГУ им. Н.П. Огарева, художник Людмила Левина вспомнила о годах совместной учебы в Саранском художественном училище. Уже тогда Анатолий Кияйкин выделялся среди молодых художников тягой к большим темам, серьезному творчеству, громадным трудолюбием.
Научный сотрудник НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ, историк Игорь Зубов сказал, что обращающийся к исторической теме художник обязан серьезно в нее погрузиться, изучить литературу и музейные артефакты. При этом художник не может просто зафиксировать историческое событие и персонажей далеких эпох, он должен пропустить историю через себя, только тогда он сможет создать глубокий художественный образ. Творчество Анатолия Кияйкина, обращавшегося к образам Александра Невского и патриарха Никона, это доказывает.
Профессор МГУ им. Н.П. Огарева, искусствовед Ольга Беломоева отметила крупный масштаб художника Кияйкина. Его творчество являлось сгустком профессионализма, больших смыслов — чего так не хватает современным художникам, особенно молодым в эпоху всеобщего дилетантизма. Искусство мастера было как бы опровержением современных упрощенных представлений об искусстве как украшении жизни. Анатолий Кияйкин ощущал себя частью Родины и смог выразить это своим искусством.
Доцент МГУ им. Н.П. Огарева, искусствовед Надежда Лысова сказала, что Анатолий Кияйкин был человеком закрытым, но очень доброжелательным, глубоко чувствующим, всецело отдававшимся своему делу. Главным его качеством было то, что он имел собственный взгляд на мир и никогда его не предавал, в искусстве он не был приспособленцем. Он не допускал отстраненного взгляда на жизнь, и всеми своими чувствами погружался в волнующую его тему. Со студентами он был очень добр, поддерживал их, окрылял, приобщая к высокому искусству.
Архитектор, ученик Анатолия Кияйкина Станислав Авдюшкин вспомнил об учебных занятиях, когда мастер доброжелательно помогал каждому студенту. Для Кияйкина не было плохих студентов и слабых работ, в каждой он находил нечто ценное, заслуживающее поддержки. К сожалению, не состоялась совместная поездка в село Старое Акшино, где художник хотел писать этюды со старинной колокольней.
Доцент МГПУ им. М.Е. Евсевьева, художник Валерий Варданян поделился своим мощным впечатлением от выставки, сказав, что в республике не было художника такого масштаба. Настоящий художник должен передать свой опыт следующему поколению — Анатолий Кияйкин эту миссию выполнил.


Модератор Круглого стола Виктор Махаев сказал, что Анатолий Кияйкин являлся ярким представителем творческого поколения, пришедшего в отечественную культуру на рубеже 1980-1990-х годов, и выразил слова большой благодарности маме художника Марии Петровне Кияйкиной, присутствовавшей на мероприятии.
В.Б. Махаев, зав. научно-исследовательским отделом Музея Эрьзи