
1 июля в 16:00 в Музее Эрьзи открывается персональная выставка Оксаны Вельганенко (Коноваловой), на которой будет представлено более 50 графических листов. Оксана живёт и работает в Москве, но родилась, выросла и получила художественное образование в Махачкале. Природа, люди, города и горные аулы, богатое культурное наследие Дагестана стали главной темой её творчества.
В апреле этого года успешно прошла первая персональная выставка художника в родном городе; выставка «Рандеву» в Театре поэзии стала своеобразным отчётом перед близкими, педагогами и однокурсниками, коллегами по художественному цеху. Изначально планировалось, что далее выставка в полном объеме приедет из Махачкалы в Саранск; желание представить своё искусство у нас объясняется тем, что род Оксаны по линии мамы берёт свое начало в Ковылкинском районе.




В 2004 году Оксана закончила учёбу на художественно-графическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета (ныне ДГПУ им. Р. Гамзатова) по специализации «графика» (преподаватели Магдиев Т.И., Акавов А.Х.) и с полученными знаниями начала поступательное движение по творческому пути художника-графика. Сейчас в её багаже сотни работ в разных техниках, десятки престижных выставок не только в России, но и за рубежом, членство в различных творческих организациях: Союз художников России (2010), Творческий Союз художников России, Профессиональный Союз художников России, Евразийский художественный союз (Российское отделение) (все 2024).




Графика – самый популярный из видов изобразительного искусства, так как с материалами и простейшими приёмами графического изображения мы знакомы с детства. У большинства людей цветные карандаши так и остаются только в памяти о безмятежном периоде жизни, а для Оксаны они – главное средство выражения сильных чувств и глубоких мыслей на бумаге. Художник выявляет форму предметов линией и штрихом, а затем, положив их густо, создаёт цветные пятна, передающие сочное многообразие реального мира. Цвет в рисунках напряжённый, несколько «суровый». Пристально вглядываясь в пейзаж, интерьер или натюрморт, Оксана выхватывает «неприглаженные» эпизоды повседневной жизни, мудрые в своей простоте и естественности. Без дамских сантиментов (эта черта не совсем уместна для жителей «страны гор») показывает архитектурные памятники древнего Дагестана, горные вершины Кавказа и человеческие жилища, «прилепившиеся» к склонам гор. В работах, посвящённых самому известному дагестанскому аулу – Кубачи, представлена россыпь произведений народных умельцев (декоративная посуда, ковры); они выступают и как музейные экспонаты в средневековой сторожевой башне «Акайла кальа» (Кубачи. Башня. 2022), и как средство выражения гостеприимства и внимания к человеку, приглашённому в дом к горцам (Званый ужин. 2024). Аул стал местом проведения уникального художественного смотра – Кубачинской биеннале печатной графики. Оксана была участницей всех биеннале начиная с 2018 года, ибо другая ипостась её творчества – линогравюра.


Гравюрой на линолеуме Оксана увлеклась в студенческие годы, да так, что дипломную работу «По горному Дагестану» (тетраптих, композиция из четырёх взаимосвязанных художественных работ) выполнила в этой технике. От цветного рисунка линогравюра отличается краткостью и сжатостью изображения, в ней главенствует линия. И это относится не только к чёрно-белой линогравюре, но и к цветной печати.

Выставка демонстрирует индивидуальную графическую манеру Оксаны Вельганенко (Коноваловой), которая опирается на зрелое мастерство художника-реалиста, чей точный взгляд на мир гармонично соединяется со стилизацией формы и цвета. Творческий метод мастера можно назвать декоративным реализмом. Все работы основаны на конкретных натурных впечатлениях, но художник трансформирует увиденное, стремясь к эмоциональной выразительности образа.




Произведения автора хранятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Российском этнографическом музее, Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Белгородском государственном художественном музее, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, Курской государственной картинной галерее им. А. А. Дейнеки, частных и корпоративных собраниях в России и за рубежом.
Н.С. Осянина, заведующая отделом музейной педагогики, куратор выставки