«Двое с улицы Литераторов» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Архив

С 23 июня по 16 июля выставочный зал Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи представляет произведения двух художников из Санкт-Петербурга — отца и сына Владимира и Андрея Ветрогонских. В экспозицию выставки вошло более 60 произведений авторов.

Название выставки — «Двое с улицы Литераторов» — не случайно. Эта улица идет от проспекта Медиков параллельно реке Карповке на Аптекарском острове. Современное название улица получила в 1913 году. Во дворе дома номер 15 — одноэтажное здание. С 1973 года здесь работал художник Владимир Ветрогонский, а теперь мастерская принадлежит его сыну Андрею.

Имя и графическое творчество действительного члена Российской академии художеств, заслуженного художника РСФСР Владимира Александровича Ветрогонского (1923-2002) хорошо известно широкому кругу почитателей его таланта в России и за рубежом. Воспитанник и педагог Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, ученик выдающихся художников-графиков А.Ф. Пахомова, К.И. Рудакова, В.М. Конашевича, Ветрогонский принадлежит к поколению советских художников-графиков реалистического искусства второй половины ХХ века.

Владимир Александрович Ветрогонский родился в 1923 году на хуторе близ деревни Пухтаево Борисово-Судского района Вологодской области. В Ленинграде жил с четырех лет. Владимиру пришлось пройти через испытания Великой Отечественной войны – пережить блокаду в родном городе, воевать на фронте. После демобилизации он напишет в своем дневнике, что «испытал чувство второго рождения… Мы были наполнены восторгом перед жизнью, и никакие трудности не могли теперь сломить нас». Это настроение и определило его творчество. После окончания института он нашел свою тему, над которой работал почти два десятилетия – послевоенное возрождение страны, мирного труда.

В 1950-1960-е годы Владимир Александрович обращается к теме героического труда советского человека и посвящает ей множество серий. На выставке представлены работы «Горновой», «На выпуске чугуна», «Смена идет», «Прокат идет». Выполненные в технике литографии и цветной линогравюры, они выражают дух времени, оптимизм и торжество идей. Многие из этих работ вошли в золотой фонд отечественного искусства.

В 1970-е годы Владимир Ветрогонский каждое лето путешествует по Родине – в Череповец по Неве, через Ладожское озеро, по старой Мариинской системе, по Волго-Балту. Художник задумывает цикл графических работ под общим названием «По Северо — Западу» с настоящим пониманием жизни и природы, философским и эмоциональным осмыслением темы. Формируются новые тематические серии. Многие работы посвящены морякам и речникам Волго-Балтийского флота («Осень на Свири», «Капитан теплохода «Красногвардеец Алексей Веселов»). Не случайно, в 2004 году одному из теплоходов присвоено имя В.А. Ветрогонского.

Художник много путешествует по миру, создает яркие, выразительные рисунки, акварели, посвященные природе, архитектуре и жизненному укладу людей разных стран – Италии, Франции, Германии, Индии, Бангладеш, Китая. Результатом поездок становятся работы «Рим», «Венеция», «Сиена», «Бенгалия», «Райпур. Бангладеш», «Бенгальские юноши», «На улицах Дакки».

В 1980-1990-е годы в творчестве Владимира Ветрогонского появляются новые мотивы — своеобразные пейзажи-новеллы, музыкальные по настроению, проникнутые чувством истинного восхищения природой. В основном художник пишет пейзажи, диапазон тем сужается, но выражение мысли становится спокойнее и глубже. В работах все больше акцентируется вечность природы, художник восхищается утренним туманом или закатом солнца, случайно набежавшей волной или деревней со старыми избами.

Владимир Александрович Ветрогонский более пятидесяти лет посвятил преподавательской работе в Академии художеств. Преподавателем он был самоотверженным, бесконечно преданным своим студентам. Начал ассистентом в мастерской своего учителя А.Ф. Пахомова, стал профессором, руководителем мастерской станковой графики и деканом факультета. Он говорил: «Ученики – это моя молодость, им я обязан тем, что всегда должен быть в форме». Продолжая традиции своих учителей, Владимир Александрович стремился учить не только мастерству, но привить понимание высокой миссии художника. Свое звание художника Ветрогонский нес гордо, усердно и искренне служа искусству.

Произведения В.А. Ветрогонского являются художественным достоянием нашей Родины. Его заслуги перед искусством получали достойное признание: почетное звание заслуженного художника РСФСР, народного художника России. Он избирается членом правления Ленинградского отделения Союза художников СССР, становится членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Сейчас Владимир Ветрогонский — признанный классик, его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, многочисленных музеях России и зарубежья.

Андрей Владимирович Ветрогонский (род. 1956г.) – младший сын Владимира Ветрогонского. Рано начал рисовать, учился в средней школе им. Б.В. Иогансона, затем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в мастерской своего отца – народного художника России, признанного мэтра ленинградской школы графики В.А. Ветрогонского. В 1981 году закончил графический факультет, вскоре начал серьезно заниматься живописью, но не спешил выставляться.

Нелегкий процесс обретения творческой индивидуальности сопровождался у молодого художника обостренным чувством ответственности за профессиональный уровень своего мастерства. Пробуя себя в различных графических и живописных техниках, Андрей Владимирович довольно быстро определяет для себя круг любимых сюжетов: Петербургские дворы, северные деревенские пейзажи, портреты близких людей, натюрморты. Его работы как нельзя лучше характеризует поэтическая строка А. Дольского «…к чему привык…». И это действительно все то, к чему давно привык, с чем сроднился, что полюбил художник. Главное для Андрея Ветрогонского — передача знакомых сюжетов и образов с особой поэтической интонацией и доверительным обращением к зрителю.

Художник активно занимается живописью, его манеру письма отличает графическая выразительность и умение согласовать сложные цветовые и линейные ритмы, добиться композиционного единства и цельности образа. Работы последних лет убедительно доказывают обретения самостоятельной манеры. В его творчестве удачно сочетается полученное художником классическое образование и усвоенные традиции петербургского авангарда. За обобщенной, свободной манерой чувствуется продуманность каждого элемента композиции, каждого цветового мазка или штриха.

Пейзаж – один из любимых жанров Андрея Ветрогонского. В первую очередь, он известен петербургскими видами. В работах перед зрителем предстает образ современного Петербурга, в котором сочетается классическая «вечная» красота города с динамичными ритмами сегодняшнего дня. Работы 2010-2012 годов, представленные в экспозиции, являют те же, что и в более ранних произведениях, любимые художником сюжеты: Петроградская сторона, набережные Мойки и Карповки, Марсово поле, Дворцовая площадь, Казанский собор и Спас-на-Крови, но выраженные более динамично, контрастно, с использованием ярких «кричащих» цветов – красного, синего, желтого, сиреневого, — которые позволяют передать пульсацию современной городской жизни. Художник в своих работах с интересом следит за изменениями, происходящими в городской среде, будь то смена времени суток, времен года, погоды или другие перемены, связанные с жизнью Петербурга и петербуржцев. Живописец внимательно всматривается в жизнь города зимой и летом, весной и осенью, утром, днем и ночью, пытается не просто зафиксировать в своих работах разные состояния окружающей среды, но и выразить связанную с этим сложную гамму собственных ощущений, свое особое, внимательное отношение к любимому городу.

Значительный пласт в творчестве Андрея Ветрогонского – работа на пленэре. По возможности художник проводит время в деревне Яхново. Результатом творческого «отдыха» становятся многочисленные пейзажи, отражающие деревенскую обыденность – незамысловатые, непафосные, свободные от городской суеты. Он стремится создать обобщенный образ природы и, в то же время, подчеркнуть гармонию единства человека и окружающего мира. Создает полотна лаконичные, упрощая форму и делая акцент на композиции работы, а не на ее цветом решении.

На выставке представлены и портреты. Чаще всего модели художника – знакомые ему люди. Автор осознанно уходит от конкретизации внешних черт, акцентируя внимание зрителя напряженностью колористического решения. В портретах пластически убедительно схвачена поза, внешность модели; художник осознанно не раскрывает внутренний мир портретируемого, его привычки или профессию, а лишь намекает на мечтательность или сосредоточенность. В работах отсутствует интерьер, антураж, фон.

С удовольствием художник пишет натюрморты. Спокойные, уравновешенные композиции выполнены с особым вниманием к цвету и форме. Цветовая гамма сдержанная, с отсутствием мягких тональных переходов. Цвет не берет «в плен» внимание зрителя, а располагает к созерцанию и осмыслению. Художник упрощает форму, сдвигает планы, использует графичную манеру, обыгрывая силуэты сосудов и плодов. При всей внешней статичности его композиции бурлят внутренним движением, передают живое разнообразие предметного мира и его метаморфозы. Особенно это относится к серии натюрмортов с чесноком. За внешне незатейливым мотивом угадываются сложные психологические вибрации. Можно представить, что чеснок «живет» своей тихой, но непростой жизнью.

Андрей Ветрогонский часто путешествует, привозя из зарубежных поездок этюды, наполненные свежими впечатлениями и отражающие интерес к эстетическим ценностям мировой культуры. Причем его привлекают не массовые туристические достопримечательности европейских городов, а, скорее, поиск сложных цветовых и ритмических отношений, образных решений. Последнее время Ветрогонский особенно любит посещать финский городок Порво.

Художник находится в расцвете творческих сил, много и плодотворно работает в графике, ведет активную педагогическую деятельность.

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ