От Авангарда до Авангарда
22 апреля в 16 часов состоится открытие выставки «От Авангарда до Авангарда». Структурированное искусство конца ХХ — начала XXI века. Живопись художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Оренбурга, Саранска
Выставка «От Авангарда до Авангарда. Структурированное искусство конца ХХ – начала ХХI века», собравшая в одном проекте художников разных поколений, школ и городов, – попытка дать визуальную и концептуальную канву теме присутствия аналитических тенденций в современном искусстве. В основе дефиниций лежит аналитическая интерпретация предмета изображения, будь то натура или воображаемый сюжет.
Состав представляемых авторов, достаточно разных в своих творческих судьбах, индивидуальных по темпераменту и почерку, обусловлен объединяющей их причастностью к методу пластического раскрытия реальности с целью выявления ее характерных структурных особенностей.
СТРУКТУРАЛИЗМ – метод, в основе которого лежит выявление структурной составляющей исследуемого предмета или объекта и передача его различными формальными приемами. Он наравне с прочими методами предполагает широкий диапазон изобразительных средств. Это определение согласовано с большинством из участников проекта, авторами, пользовавшимися им как понятием в предшествовавшую выставке пору. Оно послужило названием одной из статей без уточнения формулировки в сборнике «Традиции русского авангарда в художественной жизни Петербурга на рубеже ХХ-ХХI веков». На выставке представлен далеко не полный ряд имен и направлений, но показаны тенденции и отдельные стилеобразующие признаки.
Линия аналитического искусства, идущая от К.С. Петрова-Водкина к Г.Я. Длугачу, группе «Эрмитаж» и А.П. Зайцеву, благодаря последнему не прерывается, а дает боковой побег, словно привитый художником-педагогом к стволу мощной мировой традиции.
Пластический метод композиционного построения, работа над образной структурой произведения, а также культура материала и техники исполнения – все это заимствовано художниками петербургской группы «Кочевье» от А.П. Зайцева. Участники представлены практически в неизменном с 1987 года основном составе: Александр Кондратьев, Сергей Касьянов, Виктор Буртас, Александр Голомазов и Гафур Мендагалиев. Из студии А.В. Кондратьева вышли Татьяна Шлыкова и Елена Бочарова. Светлана Московская и Александр Визиряко представляют петербургскую школу «Храмовая стена». Виктор Борисов и Семен Иванченко – участники петербургской группы «Вертикаль». Разработку основных принципов пластического конструирования на изобразительной плоскости успешно осуществляют в своем творчестве Игорь Чурилов и Дмитрий Просянников (Санкт-Петербург).
Для петербургских художников формальный путь всегда связан с предметом или темой. Представленные москвичи в большей степени концептуалисты, нежели петербуржцы, более склонны к абстрагированию, работе с пластическими образами в чистом виде (Александр Карасев – САН САН КА РА, Владимир Кузнецов, Александр Трифонов). В свободное московское творческое объединение «Круговая порука» входят Сергей Чесноков-Ладыженский, Юрий Красавин-Белопольский, Алексей и Сергей Мироновы, Юрий Фатеев.
Валерий Газукин, Геннадий Глахтеев, Ирина Макарова (Ирида), Наталья Ольхова, Игорь Смекалов – художники из Оренбурга. Саратов представлен работами Павла Маскаева, Владимира Мошникова, Владимира Солянова, Саранск – Александра Ливанова и Анатолия Воробьева.
Елена Чурилова