Доброе дыханье мироздания
Елена Голышенкова
искусствовед, заведующая научно-исследовательским отделом
МРМИИ им. С. Д. Эрьзи
6 сентября Константину Валентиновичу Попкову исполняется 50 лет. Мы поздравляем художника с юбилеем и желаем вдохновения, высокого творчества, создания многих замечательных произведений на радость людям.
Радовать зрителей – приоритетная сторона искусства мастера. Его произведения проникновенны и близки нам особым чувством теплого отношения к миру. Эти качества Константина – душевная доброта, единение с природой, любование каждым ее творением, даже самой малой птахой или нежным мотыльком – отразил в образе сына художник Валентин Алексеевич Попков в портрете «Константин» (1993 – 1996). Недаром сокурсники по Саранскому художественному училищу ласково называли его «домашним орлом», отмечая богатырское телосложение и утонченность души младшего Попкова. В портрете это подчеркнуто доверчиво сидящим на плече Константина крохотным котенком и стайкой воробьев на оконной раме, даже и не думающих улетать при его появлении.
К.В. Попков – широко известный художник в Мордовии и России. Член Союза художников России (1996). Живописец, график, педагог. Произведения мастера привлекают внимание зрителей и искусствоведов приверженностью автора традициям русского реалистического искусства, его пленэрной школе, последовательной верности натуре, теме духовности, проблемам современности. Его работы хранятся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, в частных коллекциях России, Франции, Италии, Финляндии, Германии.
Константин Попков родился 6 сентября 1969 года в Саранске в художнической семье. Его отец – Валентин Алексеевич Попков, заслуженный художник РСФСР, народный художник МАССР, мама, Раиса Ивановна Попкова – заслуженный работник культуры Республики Мордовия, мастер художественной вышивки. Он окончил Саранское художественное училище (1988, художественно-оформительское отделение, педагоги Н.Т. Арбузов, В.М. Шанин). Но главным наставником всегда был отец, В.А. Попков. От него автор воспринял тонкость мироощущения, трепетное отношение к многообразию и богатству природы, что составляет основу его творчества. С 1988 года К. В. Попков активно участвует в республиканских, региональных, межрегиональных, международных, всероссийских выставках. Наиболее крупные из них за последнее время: региональные «Большая Волга – X» (Чебоксары, Самара, 2008), «Большая Волга – XI» (Казань, Пермь, Йошкар-Ола, 2013), всероссийские «Россия – XI» (Москва, 2009), «Большая Волга – искусство республик Поволжья» (Саранск, 2011), «Россия – Родина моя» (Саранск, 2012), республиканские «Изобразительное искусство Мордовии» (Москва, 2017), «Союзу художников Республики Мордовия – 80 лет» (Саранск, 2017). «ART-Fresh 2018, 2019» (Саранск, 2018, 2019). На всероссийских выставках отмечались его работы «День памяти» (2009), «Летний полдень» (2011), «Теплый вечер» (2011). На выставке «ART-Fresh 2018» зрители выделили скромную, но глубоко философичную работу «Мартовское окно» (2018), тонко раскрывающую контраст и единение двух миров – за окном с холодным, еще зимним, дыханием природы и теплого интерьера дома с яркими яблоками на подоконнике. С 1992 года художник провел 12 персональных выставок в Саранске, Большом Болдино, Нижнем Новгороде.
В начале творческого пути К.В. Попков увлеченно работает в жанре натюрморта в техниках акварели и гуаши. Знамениты его листы: «Бабочки, луна и пустырник» (1992), «Цветы и шмель» (1992), «Вишни», (1992), «Мир драгоценный» (1993), «Натюрморт со старым шкафом» (1993), «Палитра» (1996), «Натюрморт с иконой» (1996). В его натюрмортах предметы одухотворены, эмоционально наполнены, живут своей самостоятельной жизнью. Автор создает своеобразные портреты старого доброго шкафа, гордой палитры, пышной красавицы розы. Каждое растение и предмет натюрморта он представляет как микрокосм, вбирающий в себя все мироздание. Мир рассматривается крупным планом («Ирисы», 1991; «Август. Яблоки», 1992), мастер любуется его гранями как драгоценностью. К. В. Попков использует детализированную манеру письма, гармонию колористического решения. Работам присуща искренность и доверительная интонация, что определяет черты индивидуального стиля автора.
Пейзажи родного края, храмы и монастыри Мордовии, мастерская художника – основные направления интересов мастера на следующем этапе творчества. Он широко обращается к жанру пейзажа, сюжетным композициям, работает в масляной живописи. Его пейзажи проникнуты лиризмом: «Новотроицк. Барский сад» (1997), «Рассвет на Алатыре» (2008), «Весна на Мокше» (2008), «Июль в Тарханове» (2009). Постепенно его пейзажные картины приобретают эпический характер: «Золото осени» (2007), «Банька на пчельнике» (2008), «Летний день» (2008), «Просторы Старой Теризморги» (2009). Мастер и в живописи пишет излюбленные цветочные натюрморты, наполняя их романтическим началом, светом, воздухом, радостью и полнотой бытия. Автор часто органично соединяет натюрморт с пейзажем («Муся и ирисы», 2008; «Лилии в саду, 2009; «Первый снег», 2017), развивая тему гармоничного единения всего живого в природе.
Одним из излюбленных мотивов К.В. Попкова в натюрмортах является мотив окна, позволяющий объединять в пространстве одного произведения жанры натюрморта, интерьера, пейзажа, мастерски раскрывая их взаимодействие и взаимообогащение («Осеннее окно», 2002; «Праздничный букет», 2009; «Морозное утро», 2017; «Мартовское окно», 2018; «Утро. Снежкино окно», 2019). Часто главными героями в его натюрмортах являются домашние животные, птицы, насекомые, т.е. братья наши меньшие («Июнь», 2005; «Воробушки», 2006; «Кресло Антонины Алексеевны», 2009). В картине «Июнь» в широко распахнутое в светлую июньскую ночь окно вместе с бархатистой прохладой вливаются благоуханный, очень родной для россиянина, аромат цветущей в саду сирени и самозабвенные трели соловья, славящего этот благостный подлунный мир. Небольшое изящное полотно, кажется, соткано из нитей поэзии, музыки, обнаженных чувств. В нем столько искренности художника в ответ на доброе дыханье мироздания! Драгоценный сплав гармонии композиции и колорита позволяет мастеру удивительно точно передать очарование этой соловьиной, сиреневой, лунной сонаты.
Продолжая творческие традиции В.А. Попкова, Константин развивает тему духовности, возвращения к вере: «Проповедь. Портрет отца Александра» (2008), «День памяти» (2009), «Вербное воскресение» (2009), «Крестник» (2017). В этих произведениях раскрывается глубокое философское отношение живописца к окружающему миру, его надежда и вера в лучшее, светлое начало в душе человеческой.
Сквозной линией, пронзающей все творчество К.В. Попкова, является утверждение гармонии и доброты, как незыблемой основы земного бытия. Натюрморты, пейзажи, сюжетные композиции свидетельствуют о широте диапазона искусства мастера, призывают современника заглянуть в себя, прислушаться к тишине мироздания.