Произведения Федота Сычкова в вязниковском историко-художественном музее
Виктор Махаев, кандидат искусствоведения, заведующий НИО МРМИИ им. С.Д. Эрьзи
Город Вязники – один из древнейших в России, ныне это районный центр Владимирской области, расположенный на реке Клязьме. В XVIII-XIX веках город являлся крупным центром выращивания льна, выработки льняной пряжи, полотна и пеньковых канатов.

На рубеже XIX-XX веков среди руководителей местной льнопрядильной отрасли выделялась фигура Сергея Ивановича Сенькова (1848-1934). Его предки – крепостные крестьяне графа Панина, жившие в ремесленной слободе Мстёра Вязниковского уезда. Они основали фабрику, которая в 1825 году была переведена в город Вязники. Выходец из семьи талантливых мастеровых и купцов, Сеньков стал успешным фабрикантом. На его льноткацкой мануфактуре трудилась половина взрослого городского населения – полторы тысячи человек. Продукция мануфактуры получала призы в Париже, Чикаго, Турине, Генте, Нижнем Новгороде. Сеньков прославился также своей благотворительностью, широкой деятельностью мецената и коллекционера. На средства директора-распорядителя «Товарищества Вязниковской мануфактуры С.И. Сенькова» были возведены школа, уездная больница, он открыл фабричное начальное училище и общедоступную фабричную библиотеку. Выходя замуж, каждая его работница получала приданое – денежную сумму, достаточную для постройки собственного дома. Три четверти прибыли возглавляемого Сеньковым Общественного банка тратилась на городские нужды.

В привилегированном квартале на Ярополк-горе фабрикант приобрел особняк в готическом стиле с высокой башней (здание сохранилось и ныне является объектом культурного наследия). Разносторонне развитый человек, он владел пятью языками и собрал большую библиотеку, в которой имелись книги на французском, немецком, финском языках. Залы особняка были украшены произведениями русских и западноевропейских художников. Сеньков был страстный любитель и знаток искусства, благодаря дружбе с художниками И.С. Куликовым и К.А. Коровиным, он был вхож в столичный художественный круг, стал членом Русского художественного общества. Посещая в столице художественные выставки, Сеньков приобретал полотна известных русских художников. Он также собрал богатую коллекцию скульптуры, фарфора, металлопластики, старообрядческих икон.
Февральская и Октябрьская революции кардинальных перемен в городе Вязники не произвели. Катастрофа наступила весной 1918 года, когда горожане узнали о большевистских декретах. Особняк Сенькова был национализирован, семья перебралась в тесные помещения. Чтобы художественная коллекция не пропала, в 1918 году Сеньков запросил у новых властей охранную грамоту. Будучи в Москве, он обратился в отдел по охране памятников искусства и художественных собраний старины при комиссариате народного просвещения с заявлением: «Прошу выдать охранную грамоту на мое собрание картин (35 картин). Просьба моя вызвана необходимостью охранять в порядке от порчи и гибели мое собрание, чтобы оно было первым камнем Вязниковского музея».
Сеньков надеялся на экономический крах и падение большевистского режима. Этого не произошло, и в конце 1918 года он с двумя дочерями тайно покинул родной город. В короткую эпоху нэпа выдающийся предприниматель был вынужден работать торговым агентом. В 1924 году из Петрограда он перебрался («на лечение») в Германию и осел в Италии. В связи с тем, что его дети были взрослыми, он уехал без них (позднее к нему прибыли две дочери), вместе со своей третьей женой. В Италии его существование бедным не было: после революции 1905 года предусмотрительный фабрикант стал помещать прибыль от своих заграничных операций в цюрихский банк Crédit Suisse.
В 1934 году в курортном городке Рапалло Сергей Иванович Сеньков скончался, успев осмыслить историческую катастрофу своей родины в мемуарах. Не все члены семьи желали стать эмигрантами, в Советской России остались два сына и младшая дочь фабриканта. Максимилиан Сеньков вступил в Красную армию, но в 1938 году, будучи майором, он был репрессирован и в 1943 году расстрелян в дальневосточных лагерях.
В Вязниках особняк на Ярополк-горе был переоборудован в туберкулезный санаторий. Оставшиеся картины, мебель и фарфор были национализированы и переданы в музей.

Историко-художественный музей расположен в великолепном особняке, возведенном в 1797 году вязниковским купцом И.И. Кашиным на западном въезде в город, на главную в то время Благовещенскую улицу. Проект приписывается знаменитому зодчему, мастеру русского классицизма Василию Баженову. Первоначально здание было двухэтажным, в 1830 году был надстроен третий низкий этаж. В предреволюционные годы особняк принадлежал городскому голове, фабриканту Владимиру Елизарову. С 1960 года здание является памятником культуры федерального значения. Портик классицистического дворца обращен на древний Благовещенский монастырь. В наши дни западный конец Благовещенской улицы представляет тихое, уютное место, наполненное исторической памятью. Между зданием музея и Клязьмой размещен комплекс швейной фабрики. Первая льноткацкая фабрика была здесь построена в 1830-х годах, в 1927 году она была снесена и построен конструктивистский производственный комплекс, ныне фабрика функционирует.
Музей был открыт в ноябре 1919 года, его основу составили коллекции фабрикантов Сенькова, Елизарова и Демидова. Второй парадный этаж здания представляет анфиладу просторных залов провинциального дворца. В интерьерах представлены быт богатых горожан рубежа XIX-XX веков, а также экспонаты, рассказывающие об истории города и династии Сеньковых.
Художественное собрание музея насчитывает около ста живописных произведений. Среди их авторов – И.И. Шишкин, И.Е. Репин, К.Е. Маковский, К.А. Коровин, И.К. Айвазовский, А.Н. Бенуа, Н.Н. Дубовской, Д.И. Киплик, В.П. Верещагин, Ф.К. Бурхард, Н.П. Крымов, Ю.Я. Леман, Ф.О. Коннель, А.В. Моравов, П.И. Серегин, С.Д. Милорадович, С.С. Егорнов, С.Ф. Колесников, П.Н. Грузинский, Н. Никольский, П. Геллер, Ф.В. Сычков. В залах вывешены парадные портреты вязниковских аристократов-помещиков XVIII-XIX веков, портреты людей из окружения местных фабрикантов, среднерусские пейзажи (деревня, зимний лес), виды скалистых берегов южных морей, Венеции. Крестьянская тематика немногочисленна: три картины Сычкова, портрет мужика с лошадью на базаре, телега у избы, крестьяне в храме, крестьяне на паперти. Очевидно, что Сеньков как коллекционер собирал картины для украшения семейного быта, произведения социальной направленности, созданные художниками-передвижниками с критических позиций, проблемные произведения его не интересовали (хотя в молодости он отдал дань народничеству).
Столовая (зал № 6), как и другие залы второго этажа, украшена картинами: на северной стене висит натюрморт с битой дичью, на восточной четыре картины, три из них произведения Сычкова.

Сеньков передал в Главмузей список 35 картин, в нем указаны два произведения Сычкова. Заявление было написано в Москве, авторы и названия воспроизводились коллекционером по памяти, возможно, он не смог вспомнить и указать все работы. Из заявления Сенькова в Главмузей (27 октября 1918 года): «Прошу выдать охранную грамоту на мое собрание картин, перечисленных в прилагаемом списке. Коллекция помещается в гор. Вязниках Владимирской губернии в собственном доме по Малой Благовещенской улице. Нижний этаж дома занят Вязниковской Чрезвычайной комиссией.
Список картин, принадлежавших С.И. Сенькову:
…..
19. Сычков. В маках.
20. Сычков. Катанье с гор.
…..»
Представленные в экспозиции три произведения Сычкова зафиксированы в Госкаталоге музейного фонда Российской Федерации:

Фото В.Б. Махаева, 2025


На трех произведениях – узнаваемые мотивы произведений Сычкова: жизнерадостные крестьянские дети, зимнее катание на санках с гор, улыбающиеся девушки, дети среди пышных садовых цветов. Не строптивое крестьянское упрямство, а открытость, простодушие, доверчивость и непосредственность – вероятно, именно такой простонародный образ был близок Сенькову, чей дед был крепостным крестьянином.
Улыбающаяся девочка в платке, облокотившаяся на жердь изгороди, изображалась художником неоднократно. Известна его работа «Калужские крестьянки» (1909, Ярославский художественный музей) с двумя девочками, одна из которых прильнула к жерди. Этот парный портрет стал повтором акварели 1908 года «В деревне зимой». Именно этот персонаж был воспроизведен в одиночном портрете 1909 года из вязниковского музея. Еще одна работа из этой серии – «Девушка у изгороди» (1910. Х., м. 43,5×59. Номер в Госкаталоге 20726587) хранится в Тульском музее изобразительных искусств.
Катание детей с гор также типичный для художника сюжет. Картина из вязниковского музея, возможно, является первой из этой серии. Художник написал картину с мальчиком и девочкой, катящихся на салазках с горы, выше изображены еще шесть персонажей. В Госкаталоге указывается дата создания вязниковского варианта – 1889 год, который вызывает сомнение: известно, что в 1887-1892 годах Сычков еще жил в Кочелаево, художественного образование не имел и его практические навыки были слабые. Эту композицию художник повторил в 1903 и 1919 годах (местонахождение последней неизвестно). Еще одна работа из этой серии – «Катание на салазках» (1910. Х., м. 70×55. Номер в Госкаталоге 15532546) находится в Сарапульском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Картина Сычкова стала настолько популярной, что ее копировали другие, менее талантливые художники. Так, в Верховажском историко-художественном музее хранится написанная на фанере неизвестным автором середины прошлого века картина «Катание на салазках» (74,5×49,5. Номер в Госкаталоге 58828747).
Сергей Иванович Сеньков представлял тип русского просвещенного предпринимателя, патриота, который создал в небольшом провинциальном городе картинную галерею. Из семейного собрания волей драматичной истории она превратилась в городское художественное собрание. Произведения Сычкова занимают в нем достойное место.