Работы Степана Эрьзи покажут в одном из крупнейших музеев России
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Ответвление». Проект посвящен органическим формам дерева, которые стали источником вдохновения для целого ряда мастеров ХХ столетия. Среди них — Михаил Матюшин, Степан Эрьзя, Сергей Конёнков, Александр Тышлер, Орест Верейский и другие. Выставка включает в себя работы из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Музея органической культуры (г. Коломна), работы из частных коллекций. Впервые в истории наш храм искусств представит работы гениального скульптора С.Д. Эрьзи в стенах одного из главных музеев страны.
Художники, работы которых можно увидеть в экспозиции, были увлечены работой с деревом, при этом органическое начало в их композициях оставалось доминирующим, а природные формы дерева — практически нетронутыми. Одним из первых в России мастеров, который стал последовательно сохранять естественную форму и структуру древесной органики, был теоретик искусства Михаил Матюшин. Именно его можно назвать идеологом «органического движения» в русском авангарде. В одном из разделов выставки представлена созданная им серия объектов, объединенная названием «корневые скульптуры». Этим скульптурам оказываются созвучны поздние графические произведения Никиты Алексеева, одного из ключевых представителей московского концептуализма, размещенные в том же зале.
В одном из разделов выставки представлены работы скульптора Степана Эрьзи, называвшего свою творческую манеру «содружеством с природой». В качестве рабочего материала известный мастер выбрал для себя фактурные породы субтропических деревьев, к которым до этого не обращался ни один скульптор. В изгибах экзотических деревьев, их корней и стволов художник видел самые неожиданные образы – от реальных исторических личностей до мифологических и сказочных персонажей. Всего жители и гости столицы увидят девять произведений Мастера: «Бабу-Ягу», «Дьявола», «Каприз леса», «Ужас»; «Парижанку в шляпке», «Крестьянина–мордвина», «Портрет отца» и два образа турка.
Важная часть выставки исследует творчество художников, работавших с деревом в 1950–1980-х годах. В этот период к материалу дерева обращались авторы, известные своими живописными и графическими произведениями. Среди них — Александр Тышлер, создавший серии скульптур «Дриады» и «Невесты». Помимо этих исполненных в реалистической манере произведений он экспериментировал и с абстрактными формами. Также в это время скульптурой увлекался художник Орест Верейский. В своих работах он превращал части корней и ветвей деревьев в фигурки животных или в женские образы.
Еще один раздел выставки посвящен образу мастерской художника Дмитрия Краснопевцева, наполненной разнообразными примечательными объектами, среди которых — фрагменты древних деревьев, ветви и коряги. Эти предметы часто становились героями его графических и живописных произведений. В выставочном пространстве природные материалы из личной коллекции автора вновь окажутся в непосредственном соседстве с его картинами и рисунками, для которых они послужили «моделями».
Завершает проект видеоработа современной арт-группы «Провмыза» под названием «Отчаяние», в которой люди пытаются стать частью окружающей их природной среды и слиться с ней.
Выставка пройдет на первом этаже Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и будет сопровождаться образовательной программой. Посетить экспозицию можно до 13 марта.
Подготовлено с использованием материалов источника: ГМИИ им. А.С. Пушкина.