7 апреля. Открытие выставки одной картины: Рафаэль Санти. Святое семейство. 1509
Шедевр Рафаэля Санти в Саранске
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи в юбилейный год продолжает преподносить подарки своим гостям и зрителям. 7 апреля открылась выставка одной картины: Рафаэль Санти. Святое семейство. 1509. Это произведение – шедевр Высокого Возрождения – для экспонирования в рамках межмузейного сотрудничества нам предоставил Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
В его коллекции хранится около 30 произведений западно-европейской живописи, но картина «Святое семейство» заслуживает особого внимания. Её часто называют «Тагильская Мадонна» или, по определению И.Э. Грабаря, – «Мадонна из Нижнего Тагила», и это не случайно – в Нижнем Тагиле она пережила свое второе рождение.
В 1924 году на чердаке так называемого «господского дома», Иваном Васильевичем Колеватовым, завхозом Тагильского Металлургического Треста, в который входили все бывшие Демидовские заводы, было обнаружено несколько картин, в том числе потемневшая доска со следами старой живописи. Находка была передана в краеведческий музей. Сотрудники музея, промыв картину, сумели прочитать надпись, выполненную золотом по вороту платья Мадонны, она гласила: «RAPHAEL. RBINAS. PINGEBAT. MDIX.», что переводится как: «Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году». Понимая важность находки, они сообщили о ней в Москву, в Главнауку. Через год в Тагил приехал Игорь Эммануилович Грабарь, известный художник, реставратор и искусствовед. Осмотрев картину, Грабарь заключил, чтоона нуждается, прежде всего, в реставрации, а затем в тщательном изучении. Произведение было в крайне тяжелом состоянии: доска была разломлена на две неравные части, они были поедены жучком шашелом, два нижних угла были им уничтожены, следы от гвоздей, многочисленные утраты красочного слоя, царапины, и, наконец, неумелые «реставрации» прошлых веков. Три года понадобилось И.Э. Грабарю и его коллегам реставраторам Д.Ф. Богословскому, Г.О. Чирикову, В.Н. Яковлеву, чтобы вернуть картину к жизни.
Обследовав произведение, Игорь Грабарь пришел к выводу: «Тагильский экземпляр не копия, о чем убедительно говорят артистические pentimenti(..), из сохранившихся экземпляров …самым ранним является, бесспорно, нижнетагильский (..), «Мадонна» из Нижнего Тагила, может быть, тот самый протооригинал, который находился некогда в Римской церкви Санта Мария дель Пополо.»
После реставрации картина долгое время принадлежала Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, затем Свердловской картинной галерее. В 1978 году «Святое семейство» было передано Нижнетагильскому музею изобразительных искусств.
Экспонирование картины великого Рафаэля в музее – яркое событие в культурной жизни Саранска и Республики Мордовия.
Генеральный спонсор проекта Саранский филиал банка «Возрождение» (ОАО). Проект поддержали ОАО «Мордовспирт», ООО «Центр Компьютерных Технологий», ОАО «Талина».
Шедевр Рафаэля восхищенным зрителям представили директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств М.В. Агеева и Главный реставратор музея А.А. Наседкина.