Арх-смех | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

8 июня состоялась лекция Виктора Махаева, посвященная необычной теме.

1 рис

Традиционно считается, что архитектура как вид пространственного искусства не может и не должна выражать комические образы. Об этом писал известный теоретик культуры Юрий Борев: «Единственный вид искусства, неспособный отразить комическое – это архитектура. Комическое здание или сооружение – беда и для зрителя, и для жителя, и для посетителя. Архитектура, напрямую выражает идеалы общества, она не может сама что-то критиковать, отрицать, следовательно, и осмеивать». Культуролог, однако, подметил, что здание может стать комическим, если оно уродливо. Следовательно, переполненный безобразными постройками современный город можно считать комедией архитектурных ошибок.

IMG_5224 IMG_5226

Поводом для смеха должно быть резкое, невозможное сопоставление некоторых компонентов. Но ведь именно на этом базируются перлы постмодернистской архитектуры – произведения Майкла Грейвза, Роберта Вентури, Чарлза Мура. Архитектура игровой империи Лас-Вегаса является шуточной, иллюзорной, это архитектура розыгрыша, надувательства и самообмана. Среди крупных сооружений Эйфелева башня первой была подвергнута коллективному осмеянию.

IMG_5227 IMG_5229

Так архитектура стала темой для визуальной сатиры – карикатуры, в которой комический эффект создается резким преувеличением и неожиданными сопоставлениями.

2 рис 4 рис 5 рис

Карикатура была взята на вооружение советской властью: сатирический журнал «Крокодил» регулярно бичевал «отдельные недостатки» советского зодчества: примитивный конструктивизм в 30-е годы, формализм в 40-е годы, излишества в 50-е годы, огрехи типового проектирования в 60-70-е годы.

В.Б. Махаев, зав. НИО

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ