Арх-смех
8 июня состоялась лекция Виктора Махаева, посвященная необычной теме.
Традиционно считается, что архитектура как вид пространственного искусства не может и не должна выражать комические образы. Об этом писал известный теоретик культуры Юрий Борев: «Единственный вид искусства, неспособный отразить комическое – это архитектура. Комическое здание или сооружение – беда и для зрителя, и для жителя, и для посетителя. Архитектура, напрямую выражает идеалы общества, она не может сама что-то критиковать, отрицать, следовательно, и осмеивать». Культуролог, однако, подметил, что здание может стать комическим, если оно уродливо. Следовательно, переполненный безобразными постройками современный город можно считать комедией архитектурных ошибок.
Поводом для смеха должно быть резкое, невозможное сопоставление некоторых компонентов. Но ведь именно на этом базируются перлы постмодернистской архитектуры – произведения Майкла Грейвза, Роберта Вентури, Чарлза Мура. Архитектура игровой империи Лас-Вегаса является шуточной, иллюзорной, это архитектура розыгрыша, надувательства и самообмана. Среди крупных сооружений Эйфелева башня первой была подвергнута коллективному осмеянию.
Так архитектура стала темой для визуальной сатиры – карикатуры, в которой комический эффект создается резким преувеличением и неожиданными сопоставлениями.
Карикатура была взята на вооружение советской властью: сатирический журнал «Крокодил» регулярно бичевал «отдельные недостатки» советского зодчества: примитивный конструктивизм в 30-е годы, формализм в 40-е годы, излишества в 50-е годы, огрехи типового проектирования в 60-70-е годы.
В.Б. Махаев, зав. НИО