Эпоха тотального копирования
29 сентября состоялась лекция преподавателя Мордовского университета, художника Маргариты Гладышевой, посвященная постмодернистской архитектуре и дизайну. Метод некритического копирования образцов условно и с нескрываемой иронией был назван лектором «культом карго».
Этот культ был найден этнографами у отсталых племен Меланезии, которые ответили первобытной магией на встречу с непонятными приметами современной цивилизации. «Карго» является проявлением сублимированного желание подражать тому, что выходит за рамки понимания, вследствие примитивного переосмысления объект подражания утрачивает функциональное значение и символический смысл. Это понятие, по мнению Маргариты Гладышевой, можно перенести на современную культуру. В постмодернизме сложилась так называемая кибертектура – масштабное копирование популярных культурных символов, клоны которых, срастаясь в громадные конгломераты, образуют вторичную предметно-пространственную среду.
Подражательство зачастую находит себя в самых необычных появлениях, вследствие чего нелепость облика приводит к появлению кичевых объектов. Неискорененная детская наивность, подкрепленная большими финансовыми средствами, с помощью архитектора способна порождать комические объекты. Звездолеты и летающие тарелки превращаются в здания, которые не могут взлететь, но своим нелепым видом утверждают, что однажды это все-таки должно случиться. Копирование образцов является одним из принципов функционирования культуры, но в современной коммерческой культуре, построенной на симулякрах, имитация приобрела гиперболизированные, угрожающие масштабы.
Лекция вызывала большой интерес студентов архитектурного направления, журналистов. В заключение Маргарита Гладышева ответила на многочисленные вопросы слушателей.
старший научный сотрудник
Виктор Махаев