Эрьзя и Фешин встретились в Казани
12 апреля в Казанском кремле, в галерее «Хазинэ» открылась выставка «Встреча», посвященная творчеству Степана Эрьзи и Николая Фешина. Выставочный проект был начат в прошлом году в Музее Российской академии художеств Санкт-Петербурга как исследование творчества двух крупных художников первой половины прошлого века. Они родились в России, получили художественное образование и прославились как оригинальные мастера на родине, но исторические катаклизмы начала столетия выбросили обоих на «другой берег». Перед каждым из них стояла проблема выбора: как на чужбине сохраниться в качестве русского художника, как показать драму своей судьбы и как вернуться – лично или произведениями – в отечественное искусство. Организаторы казанской выставки с помощью живописно-скульптурных параллелей проследили близость их творческого мышления и непохожесть композиционных средств.
Из обширной скульптурной коллекции МРМИИ им. С.Д. Эрьзи в Санкт-Петербурге было показано 40, в Казани 15 работ. Экспонируются «Женский портрет» (1940), «Мать с ребенком» (1929), «Материнство» (1922), «Автопортрет» (1947), «В.И. Ленин» (1956).
Из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан на выставке «Встреча» представлена также небольшая часть произведений Николая Фешина, в том числе известные картины «Бойня», «Портрет Вари Адоратской», «Портрет Н.М. Сапожниковой у рояля», менее известный «Беспризорник» и другие работы.
«Совершенно удивительное состояние в этих залах – состояние молодости, яркости мышления, художественного представления. Проект делали наши молодые сотрудники. Вы это заметите: свежий взгляд, новый и очень энергичный подход. В то же время экспозиция сдержанная, не перенасыщенная, и поэтому многозначная. Фешин представлен не весь – установлен баланс и даже гармония между Эрьзей и Фешиным», – отметила директор Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан Розалия Нургалеева.
В жизни мордовского скульптора выделяется казанский период 1893-1899 годов. О творчестве Эрьзи-иконописца и о его казанских адресах рассказал заведующий научно-исследовательским отделом Музея Эрьзи Виктор Махаев. Перед каждым художником, оказавшимся в эмиграции, стоит вопрос возвращения и каждый делает свой, очень нелегкий выбор. Удивительным поступком скульптора стало возвращение на родину и передача всех привезённых из Аргентины работ советскому народу. Если бы Эрьзя не вернулся в 1950 году в СССР, в России никогда не было бы такого замечательного музея, каким является саранский музей его имени.
Зеркальность биографий двух художников отметила кандидат искусствоведения Екатерина Ключевская: «У Фешина был творческий и финансовый успех в Америке и полное забвение, умолчание на родине. Это длилось почти половину ХХ столетия и лишь во второй половине века о нем заговорили. Причём не сразу, не торопясь с положительными оценками, подчёркивали спорность и неоднозначность его произведений. Но хочется надеяться, что и мы доживём до дня, когда в Казани будет открыт мемориальный музей Фешина, который объединит все грани его творческого наследия – и живопись, и огромный графический пласт, и скульптуру, и декоративно-прикладное искусство».
В заключении Виктор Махаев прочитал краткую лекцию о жизни и творчестве Степана Эрьзи. На мероприятии присутствовали искусствоведы, члены творческих союзов, журналисты. Выставка «Встреча» в галерее «Хазинэ» будет работать до 4 августа.
Виктор Махаев