Фильм «Мастер изящной кисти». Часть 1. «Арзамас. Успенское».
В рамках реализации проекта «Мастер изящной кисти», получившего грантовую поддержку Президентского фонда культурных инициатив, началась съёмка научно-популярного фильма об Иване Кузьмиче Макарове. В рабочую группу входят сценарист, автор проекта Н.С. Осянина, режиссёр Т.П. Бебенова, операторы С.А. Бебенов и И.С. Гангаев.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи является научным центром по изучению биографии и творческого наследия И.К. Макарова. В изобразительном искусстве нашего края мастер занимает особое положение, которое объясняется тем, что он первым получил академическое образование, первым изобразил представительниц коренного народа – мордовок — в произведении живописи.
В Саранске – уездном городе Пензенской губернии — прошли детство и юность будущего академика, здесь жила семья Макаровых до переезда в Пензу в 1852 году. Однако на сегодняшний день нам не известно точное место рождения художника. По одной версии – это Арзамас, по другой – Саранск, по третьей – село Успенское Ардатовского уезда Нижегородской губернии.
Арзамасская версия объясняется тем, что в 1822-м – в год рождения Ивана Кузьмича – его отец Кузьма Александрович Макаров состоял при школе академика Ступина. В начале XIX века Александр Васильевич Ступин основал в Арзамасе первую в России провинциальную художественную школу, которая выполнила не только важную миссию художественного образования в российской глубинке, но и воспитала для Отечества плеяду признанных живописцев, графиков и зодчих, получивших в дальнейшем высокое звание академиков. Без преувеличения можно сказать, что талант академика исторической и портретной живописи Ивана Кузьмича Макарова развился на крепком фундаменте достижений Арзамасской живописной школы. Она сыграла большую роль в судьбе семьи художников Макаровых. Основатель династии – Кузьма Александрович был не только учеником, но и помощником своего учителя – академика Ступина. Он пришёл в школу уже опытным мастером иконописного дела в возрасте двадцати шести лет; умел писать фрески на церковных стенах, иконы, создавать декорации для театра своего помещика Горихвостова. Однако мастерством светского портрета Кузьма Александрович овладел именно в Арзамасской школе, а затем научил этому старшего сына Ивана. С желанием воздать благодарность Арзамасу и в целом Нижегородской земле мы приехали в Арзамас.
Мария Семёновна Жукова, русская писательница, чьё детство и юность прошли в Арзамасе, в 1839 году писала о родном городе:
«Большие зубчатые стены монастырей с их башнями и каменными кельями, множество также каменных обывательских домов с их тёмными садами, куполы церквей и светлые шпицы колоколен придавали городу, особенно издали, действительно прекрасный вид… Если я прибавлю несколько слов о школе живописи, которой произведения принимаются с похвалою на нашей столичной выставке художников, вы узнаете мой маленький городок».
Арзамас во многом сохранил архитектурный облик XIX века. В городской панораме, которая особенно хороша с поймы реки Тёши, как и прежде, выделяется Воскресенский собор. Его автор — архитектор Михаил Петрович Коринфский — сначала учился у Ступина, а затем в Императорской академии художеств.
Так что же представляла собой живописная школа в Арзамасе? О школе и А.В. Ступине рассказала научный сотрудник Арзамасского историко-художественного музея Нина Ивановна Суетнова. Она же провела экскурсию по городу, показала то место, где стоял дом Ступина, и памятник, который благодарные арзамасцы установили в 1959 году. Автором памятника стал скульптор В. Г. Бобровский, изобразивший академика живописи и талантливого педагога сидящим и задумчиво смотрящим вдаль. Монумент располагается в сквере напротив здания городской администрации Арзамаса — там, где ранее находилась церковь Живоначальной Троицы.
В 1816 году помещик Горихвостов отдал своего крепостного Кузьму Макарова, имеющего способности к художествам, в обучение к Александру Васильевичу Ступину. В 1821 году Кузьма женился на дворовой крестьянке помещиков Горихвостовых Анне, которая, возможно, ожидая первенца, не поехала в Арзамас с мужем, осталась у родителей в селе Успенском, где и родился у неё сын Иван. Незадолго до смерти Пётр Петрович Горихвостов дарует Кузьме и Анне вольную, так что Ваня с рождения был свободным человеком. Однако «Свидетельство о рождении» было почему-то выписано спустя лишь тринадцать лет, в 1835 году. Документ сохранился у потомков Ивана Кузьмича и в настоящее время передан в архив музея. Мы привезли «Свидетельство» в село Успенское, которое входит в Первомайский район Нижегородской области. Церковь Успения Богородицы, давшая название селу, с трудом пережила события XX века. Сейчас возрождается из руин. Документ, выписанный под её сводами в далёком 1835 году и вернувшийся спустя 190 лет, соединил разные эпохи, восстановил ленту Времени и Памяти.
В начале XIX века Арзамас стоял на Большом Московском почтовом тракте, что шёл из Москвы через Владимир и Муром, а в Арзамасе разделялся надвое. Одна дорога вела прямо на юг, через Саранск, на Пензу и Саратов, и называлась Большим Саратовским трактом. Именно по нему в июне 1828 года выпускник Арзамасской живописной школы К.А. Макаров ехал в Саранск. А вместе с ним в повозке сидели жена Анна Терентьевна и шестилетний сын Иван. Кузьму Александровича ждали работа рисовального учителя в уездном училище и исполнение мечты – открытие собственной школы живописи. 27 июля 1828 года Саранская живописная школа приняла первых учеников.
Из Арзамаса мы ехали по этой же дороге, уставшие, но довольные тем, что побывали в местах, где начинался жизненный путь нашего знаменитого земляка.
Н.С. Осянина, заведующая отделом музейной педагогики
Больше новостей проекта «Мастер изящной кисти» доступны в одноимённой группе ВКонтакте.