Фильм «Мастер изящной кисти». Часть 3. «Саранск. Музеи».
Часть наследия И.К. Макарова хранится в двух республиканских музеях Мордовии: художественном, им. С.Д. Эрьзи, и краеведческом, им. И.Д. Воронина. В соответствии со сценарным планом съёмочная группа побывала в каждом.
Возникнув в глубокой древности, музеи сегодня хранят богатейшие коллекции, экспонаты для которых отобраны по их художественному качеству и общественной значимости. Под сводами музея господствует культ красоты и гармонии; зритель погружается в мир образов, наполненный разнообразием цвета, линий и форм, радуется и грустит вместе с героями произведений. В музейных залах нас порою останавливает взгляд человека из прошлого; рассматривая черты лица, одежду, аксессуары мы пытаемся узнать историю жизни персонажа, историю создания портрета. «Портрет? Что может быть проще и сложнее, очевиднее и глубже?» — однажды заметил французский поэт Шарль Бодлер. В изобразительном искусстве жанр портрета один из самых важных, не каждому художнику он по силам. Кроме передачи внешнего сходства изображения с моделью, мастеру необходимо раскрыть и характер портретируемого.
В зале русского искусства Музея имени Степана Эрьзи портреты сопровождают зрителей на всем пути следования – от работ художников XVIII века, когда в России зародился светский портрет, «золотого века русского искусства» — XIX-го, до искусства «серебряного века». А завершается анфилада мемориальным залом, в котором представлены портреты, выполненные нашим земляком, академиком исторической и портретной живописи Иваном Кузьмичом Макаровым.
Его изящная кисть запечатлела на холстах российских царей и цариц, государственных деятелей, ярких представителей высшего света, русской интеллигенции. За пятьдесят лет творчества художник создал историю России второй половины девятнадцатого века в лицах. В настоящее время известно более трёхсот портретов, принадлежащих кисти Макарова. Произведения Ивана Кузьмича когда-то украшали дворцы и дворянские усадьбы, а сейчас они являются украшением музейных залов. Более пятидесяти музеев России, дальнего и ближнего зарубежья хранят в своих коллекциях произведения академика портретной живописи. А научным центром по изучению биографии и творческого наследия художника по праву стал Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени Эрьзи. В 1985 году был открыт мемориальный зал, в экспозицию которого вошли картины, подаренные внуком академика, полным его тёзкой, Иваном Кузьмичом Макаровым. 19 холстов стали основой коллекции, которая пополнялась и в настоящее время насчитывает 24 произведения – 23 живописи и один графический лист. Это лишь малая часть огромного наследия Макарова.
Без сомнения, самым ценным экспонатом является картина «Две молодые мордовки», поступившая в фонды в 1972 году из Государственного Русского музея, куда она была передана из музея Академии художеств. Ценность её определяется тем, что это первое изображение мордвы в русской живописи, именно за эту картину Иван Макаров получил звание неклассного художника от Императорской академии художеств. Парный портрет создавался по совету отца и при его руководстве в соответствии с теми приёмами, которые Кузьма Александрович усвоил в Арзамасской школе живописи: темный колорит с преобладанием коричнево-бежевых цветов, изображение фигур на фоне пейзажа с максимальным приближением их к переднему краю картины, детализация. Эти приёмы характерны для двух картин самого Кузьмы Александровича, которые были написаны в 1840-х годах для семьи богатых симбирских помещиков Родионовых, а сейчас хранятся в художественном музее Ульяновска.
…
Продолжение читайте в группе проекта «Мастер изящной кисти» ВКонтакте