Гурзуфская конференция | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

Гурзуфская конференция

Так, если удаляться можно

Оттоль, где вечный свет горит,

Где счастье вечно, непреложно,

Мой дух к Юрзуфу прилетит.

Счастливый край…

А.С. Пушкин. 1822

Музей А.С. Пушкина

На Южном берегу Крыма, в ожерелье из курортных мест, первой жемчужиной считается Гурзуф. Герцог Ришелье, генерал-губернатор Новороссии, в 1808 году приобрёл здесь участок земли и построил дом, ибо нашёл, что место напоминает ему родную Францию. В 1811 году Ришелье последний раз отдыхал в своём имении. Затем были Отечественная война и славная победа над Наполеоном. С русскими войсками герцог вошёл в родной Париж, где с разрешения царя Александра I и жил вплоть до своей смерти в 1822 году. Дом без хозяина не пустовал. Будучи единственным благоустроенным жильем на Южном берегу Крыма, он фактически превратился в своеобразную гостиницу для знатных особ, совершавших путешествия по побережью. В 1820 году вместе с семьёй генерала Н.Н. Раевского в доме Ришелье три недели отдыхал А.С. Пушкин. Позднее поэт вспоминал: «В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом». Судя по стихотворным строкам, это время было счастливым.

В 1989 году, в память о пребывании поэта в Гурзуфе, в доме Ришелье был открыт музей А.С. Пушкина. Уютно расположившись в глубине красивейшего парка, музей притягивает к себе уставших от солнца и моря отдыхающих, погружая их на короткое время в пушкинскую эпоху, когда дамы более всего заботились о белизне своей кожи, а кавалеры — о чести своих дам. Раз в два года музей приглашает краеведов, музейщиков, историков на научно-практическую конференцию «Дни Ришелье в Гурзуфе». В сентябре 2013 года проходила четвёртая по счёту конференция, приглашение на которую получила и автор этих строк. Поводом послужила атрибуция «Портрета П.И. Губонина» кисти И.К. Макарова из фондов нашего музея. Именно благодаря капиталовложениям Петра Ионовича Гурзуф в конце XIX века превратился в популярный курорт. Неудивительно, что всё связанное с жизнью этого человека, живо интересует гурзуфчан. Узнав, что в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи хранится ранее неизвестный портрет П.И. Губонина, музейщики захотели услышать рассказ об истории его атрибуции и бытования.

Открытие конференции «Дни Ришелье в Гурзуфе» в музее имени А.С. Пушкина 27 сентября 2013 года.

2

Розовый бал в Доме Ришелье.

П.И. Губонин

Жизнь и деяния Петра Ионовича Губонина (1825-1894) на благо России сегодня хорошо известны. Напомню, что он родился крепостным, но благодаря своей деятельной натуре к тридцати годам стал богатым человеком и выкупил себя, жену и сына у помещика Д.Г. Бибикова. С начала 1860-х годов и до конца жизни занимался строительством железных дорог. В 1871 П.И. Губонин начинает строительство Лозово-Севастопольской дороги, которая шла через Перекоп и Симферополь. При подходе к Севастополю пришлось в скалах пробить шесть тоннелей общей протяжённостью 1922 метра. Дорога оживила экономику Крыма, дала большой приток отдыхающих. Да и сам Пётр Ионович влюбился в этот дивный край и решил приобрести земли в Гурзуфе. Без преувеличения можно говорить о том, что это решение стало судьбоносным для небольшой татарской деревушки, коей и был Гурзуф до начала 1880-х годов. Весной 1881 года Губонин покупает у наследниц И.И. Фундуклея, а в 1882 году у князя Барятинского имения и начинает строительство курортных гостиниц (архитектор П.К. Теребенев), первая из которых была открыта в августе 1885 года. Вот как её описывал один из современников: « Гостиница №1 – каменная, крытая железом, три с половиной этажа, карниз роскошный деревянный, 39 номеров, кухня, две ванные комнаты с балконами». Сейчас в этом здании располагается корпус «Ривьера» санатория «Гурзуфский». Самой большой по размеру стала гостиница №2 (корпус «Парк»), перед которой Пётр Ионович устанавливает фонтан «Ночь». Модель фонтана берлинского профессора Бергера он увидел на выставке в Вене и приобрёл для украшения Гурзуфа. По сей день «Ночь» остаётся своеобразной визитной карточкой курорта. Всего Пётр Ионович установил пять фонтанов, которые украшали курортный парк. Кроме 7 гостиниц, были построены ресторан, винные подвалы, почтовая контора, аптека, амбулатория, оранжереи и многое другое. Так в короткие сроки Гурзуф превратился в комфортное место для отдыха и лечения. Не хватало только православной церкви. И вот в 1890 году на набережной распахивает двери церковь во имя Успения Божией Матери (архитектор М.Н. Чичагов). Крест на центральном куполе освещался электричеством и служил маяком для судов. По воле П.И. Губонина под церковью устроили фамильный склеп. Первый гроб в склепе установили 9 октября 1894 года. Это был гроб с прахом Петра Ионовича. Он скоропостижно скончался в Москве 30 сентября от сердечного приступа. Его супруга, Марина Севастьяновна, жила в это время в Гурзуфе, в «Доме Ришелье», который был куплен Губониным вместе с землёй. Она ненадолго пережила мужа, скончавшись 10 апреля 1895 года. Так в склепе появился второй гроб.

Церковь стояла на набережной до 1932 года, пока её не разобрали на кирпичи. Склеп вскрыли, а гробы выбросили на свалку. Под покровом ночи жители Гурзуфа, что помнили добрые дела П.И. Губонина, тайно перезахоронили останки на старом православном кладбище. Эта могила была найдена недавно местными краеведами, которые установили на ней самодельную табличку. А на фундаменте разрушенной церкви построили лечебный корпус санатория «Гурзуфский»… В 2007 году в Гурзуфе была построена новая церковь Успения Божией Матери, и 30 сентября, в день памяти П.И. Губонина, в ней была отслужена панихида.

3

Здание корпуса «Парк» санатория «Гурзуфский» (в прошлом гостиница №2) и фонтан «Ночь».

4

Портрет П.И. Губонина в столовой санатория «Гурзуфский».

5

На предполагаемой могиле П.И. Губонина с Н.М. Макарухиной (Гурзуф) и И.Н. Слепнёвым (Москва).

6

После панихиды у церкви Успения Божией Матери.

7

Лечебный корпус санатория «Гурзуфский», построенный на фундаменте церкви Успения Божией Матери.

К.А. Коровин

Преобразования П.И. Губонина сделали Гурзуф привлекательным для отдыха, и сюда потянулись как люди богатые, так и со средним достатком. Полюбили этот уголок Южного берега Крыма представители русской интеллигенции: в 1900 году в Гурзуфе покупает землю и строит небольшую дачу А.П. Чехов; в 1911 году на берегу моря строит виллу художник Константин Коровин (1861-1939). Он дал ей необычное название – «Саламбо». Дело в том, что в 1910 году К.А. Коровин выполнил декорации к балету А.Ф. Аренда «Саламбо», который был поставлен А.А. Горским в Большом театре по мотивам одноимённого романа Гюстава Флобера. События в романе происходят в Карфагене в III веке до н.э. Саламбо – красивая девушка из знатной семьи. За право любить её борются два храбрых воина, но в конце романа она погибает, так и не узнав счастья. Романтическая история и творческая работа над спектаклем так захватили художника, что он решил с этим именем не расставаться. Позднее, будучи уже в эмиграции в Париже, Коровин вспоминал: «…У моря я построил себе дом в четырнадцать комнат. Дом хороший. Когда вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море». Розы на фоне моря и старые улочки Гурзуфа вдохновляют художника на создание бесчисленных этюдов, написанных свободно, легко, с большой долей артистизма. Одна работа К.А. Коровина гурзуфского периода украшает постоянную экспозицию нашего музея.

Городской пейзаж «Гурзуф» (1911) поступил в Картинную галерею им. Ф.В. Сычкова в 1960 году из Дирекции художественного фонда Министерства культуры РСФСР наряду с другими работами русских художников. Это был первый год существования нашего музея, шло формирование коллекций, и большую помощь в этой работе оказывали Саранску Москва и Ленинград. Вероятно, в отборе работ для галереи принимала участие первый директор музея С.С. Лебедева, командированная в Саранск из Ленинграда.

В начале моей работы в музее, при подготовке экскурсии по экспозиции русского искусства, я часто слышала от старших коллег, что Коровин увидел пожар в Гурзуфе и быстрыми мазками, в импрессионистической манере запечатлел это событие в этюде. Жаркие всполохи огня в окнах и на открытой веранде не оставляли сомнений в правильности трактовки сюжета. На гурзуфской конференции я познакомилась с удивительной женщиной, учёным-краеведом Н. М. Макарухиной, издавшей в 2012 году книгу о Гурзуфе. Листая её, я увидела репродукцию картины «Гурзуф», которая была снабжена подписью: «Гурзуф. Старый город. К.А. Коровин. 1915». Конечно же, я сообщила Наталии Михайловне, что эта работа из фондов нашего музея и у неё другие каталожные данные. Оказывается, изображение и сведения о картине автор взяла из Интернета, а моему сообщению была несказанно рада. В разговоре о картине я упомянула о пожаре, и тогда пришла очередь удивиться Наталии Михайловне: «Никакого пожара в Гурзуфе не было. Те здания, которые запечатлел Коровин, стоят по сей день. Пойдёмте, покажу!» От виллы К.А. Коровина, которая в советские времена и до настоящего времени существует как Дом творчества и где мне посчастливилось остановиться, мы поднялись вверх буквально на 20 метров и оказались на знаменитом «пятачке», где во времена Коровина размещался базар. Здесь Константин Алексеевич покупал роскошные крымские розы для своих натюрмортов, здесь же он однажды жарким летним вечером установил этюдник и написал пейзаж. «Бывают такие закаты на море, — рассказала Н.М. Макарухина, — что как будто бы само море горит огнём. Солнечные лучи отражаются от морской глади и «зажигают» окна домов. Кажется, что пожар». Городские власти перенесли рынок на другую, более просторную площадь, а на «пятачке» установили фонтан.

А виллу «Саламбо» перестроили, расширили, организовав Дом творчества имени К.А. Коровина. Именем карфагенской красавицы названо и кафе, устроенное в мастерской художника. В Гурзуфе чтут память о живописце: его имя носит одна из улиц, в 2004 году перед входом в Дом творчества была установлена скульптурная группа, запечатлевшая двух преданных друзей – К.А. Коровина и Ф.И. Шаляпина (автор: украинский скульптор К. Синицкий). Имя К.А. Коровина притягивает художников в Гурзуф и их можно увидеть повсюду – на набережной, на узких улочках, в парках. И каждый пытается остановить прекрасное мгновение, в обыденном течении жизни южного городка уловить искры радости, так густо рассыпанные в полотнах К.А. Коровина гурзуфского периода.

8

Вход в Дом творчества имени К.А. Коровина.

9

«Пятачок» (бывшая Базарная площадь).

10

Вид с моря на Дом творчества им. К.А. Коровина и кафе «Саламбо».

11

Художники на улочках современного Гурзуфа.

А.Н. Сандул

По словам Д.С. Лихачёва, «уничтожающей силе времени противостоит память. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим». Сохранение памяти о людях, оставивших добрый след в истории Гурзуфа, позволяет надеяться современным жителям на процветание их райского уголка и появление новых меценатов и благотворителей. Многое сделано в России и в Гурзуфе, в частности, для сохранения памяти о П.И. Губонине. Но ещё больше надо сделать! Именно об этом шла речь на встрече с Андреем Николаевичем Сандулом – гурзуфским поселковым головой. Говорили о том, чтобы объявить 2014-й – годом П.И. Губонина в Гурзуфе и в его рамках установить на въезде в Гурзуф памятный знак, посвящённый Петру Ионовичу; вскрыть могилу, где предположительно перезахоронен меценат и сделать официальное заключение на этот счёт; провести научно-практическую конференцию «Губонинские чтения»; открыть музей П.И. Губонина в одном из корпусов санатория «Гурзуфский», построенных когда-то им. (Надо сказать, что санаторий уже заказал живописные портреты людей, способствовавших развитию Гурзуфа, и разместил их в просторном красивом зале столовой. В этом ряду и копия портрета П.И. Губонина из Государственного Исторического музея художника В.С. Розанова).

На этой встрече я позволила себе высказать пожелание об открытии в Гурзуфе музея К.А. Коровина с галереей репродукций работ художника, посвящённых курорту, но находящихся в различных музеях мира. Музей вполне может разместиться в Доме творчества. В Гурзуфе работает музей А.П. Чехова, но роль Гурзуфа в творчестве живописца намного значительнее, чем в творчестве писателя, да и вклад К.А. Коровина в популяризацию города намного ярче. Появление ещё одного музея расширит культурное пространство этого привлекательного для туриста места.

В сентябре 2013 года никто из участников этой встречи не предполагал предстоящих политических событий на Украине. А между тем, весной 2014 года, Крым вернулся в состав России. К счастью, Гурзуфом продолжает руководить А.Н. Сандул. В мае в Гурзуфе прошла конференция, на которой, к сожалению, я не смогла побывать. В рамках работы конференции был открыт памятный знак в честь П.И. Губонина, но с могилой городские власти пока так и не смогли ничего решить. Впереди у властей и общественности Гурзуфа много дел по сохранению памяти об истории города, и есть уверенность, что в изменившихся условиях работа будет протекать успешней.

12

В кабинете у А.Н. Сандула

Н.С. Осянина

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ