Искусство трехмерной мультимедийной инсталляции
В первый день августа, в рамках II Республиканской художественной выставки «ART-Fresh 2019», состоялась встреча с одним из ее авторов, кандидатом искусствоведения Виктором Махаевым.
Современный зритель ждет от музея не просто демонстрации произведений, но глубокого погружения в художественную среду с помощью новейших технических средств. По технологии подачи такие выставки могут стать масштабными мультимедийными аттракционами, а по экспозиционному жанру – культурологическими блокбастерами.
Первая выставка такого типа – «Золотой век русского авангарда». Она состоялась в 2014 году в московском Манеже. Ее авторы, известный британский кинорежиссер Питер Гринуэй и театральный режиссер Саския Боддеке, с помощью мультимедийных средств, актерской игры, анимации на 32 полиэкранах и изощренного компьютерного программирования представили впечатляющую историю русского художественного авангарда. Монологи 11 опередивших время творцов и тысяча их произведений одновременно демонстрировались на трех открытых площадках, сплетаясь в единое аудиовизуальное действо.
Вторая выставка открыта в настоящее время в западном крыле ЦДХ на Крымском Валу. «Свободный полет: Андрей Тарковский и художники московского нонконформизма» Новая Третьяковка демонстрирует совместно с Музеем AZ (куратор Полина Лобачевская, художник Геннадий Синев). Выставка собрана из четырех ранее выставлявшихся экспозиций, в том числе Фондом Франко Дзефирелли во Флоренции. Четыре тематические галереи обнимают центральное пространство, напоминающее возводящийся храм. В связи с тем, что исторический контекст опущен, связь гениального советского кинорежиссера и 12 подпольных московских художников устроителям доказать не удалось, но зритель, ошеломленный визуальными эффектами, этого не замечает.
Две выставки являются тотальными экспозициями нового типа: зритель погружается внутрь синтетического произведения с единой драматургией, в трехмерную мультимедийную инсталляцию, разворачивающуюся одновременно на нескольких площадках по законам контрапункта. Место поклонения культовым художникам построено по типу средневекового сакрального пространства в виде эффектного интеллектуально-визуального шоу.
На встречу в Выставочный зал Музея Эрьзи пришли 20 слушателей.
Старший научный сотрудник В.Б. Махаев