31 марта в Музее мордовской народной культуры открывалась персональная выставка заслуженного художника Республики Мордовия, профессора кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства Института национальной культуры МГУ им. Н. П. Огарёва Николая Владимировича Рябова.
Н. В. Рябов родился в 1958 году в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия. В 1977 году окончил Ичалковское педагогическое училище им. С. М. Кирова, в 1989 – художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской. Участник региональных, республиканских, всероссийских и международных выставок. Член Союза Художников России с 1996 года.
Экспозицию можно назвать экспериментальной. Он выступает в двух жанрах – пейзаже и портрете – изображает интересных ему людей и окружающую природу. Это не только родные сердцу уголки его малой Родины — с. Подлесная Тавла, («Околица села зимой», «Лыжный спуск с Тавлинской горы»), но и всем известные живописные места («Пушкинские места»). В пейзажах-картинах насыщенные цвета и яркие контрасты, передают авторские эмоции, несут в себе всепоглощающую любовь к родному краю.
Портреты Н. В. Рябова проникновенны и глубоко психологичны. Они обладают предельной остротой и точностью воспроизведения модели, ярким характером. Автор раскрывает внутренний мир портретируемых с помощью характерной позы, индивидуальных жестов и выразительной мимики («Итальянка Лекси», «Дама в черном», «Дядя Ваня»). Он изображает не только известных представителей культуры и образования Мордовии («Профессор Бурнаев А. Г.», «Профессор Юрченков В. А.», «Митрофанов А. П.», «Варданян В. А.»), но и обычных людей («Студентка Ксюша», «Студентка»).
О профессионализме художника, глубоком знании истории своего народа, умении строить многофигурные композиции свидетельствуют его тематические полотна: «Крутой подъем», «У реки» «Последний рубеж».
Графические работы представляют Николая Рябова как прекрасного рисовальщика, острого наблюдателя, умеющего с помощью ограниченных выразительных средств передать яркую индивидуальность портретируемого («Гостья из Хакасии», «Эстонка народа Сету Кauksi Ṻlle»)
Стремительно вошедший в современное изобразительное искусство Мордовии со своим символическим письмом, условным художественным языком и синтезом направлений в искусстве Николай Рябов предстает перед нами как убежденный последователь русской реалистической школы живописи и графики XIX-XX веков.
Его произведения говорят о широте интересов и диапазоне искусства мастера, который чувствует себя одинаково уверенно во всех жанрах.
Научный сотрудник ММНК Светлана Денискина