Рузаевские мистификации
24 марта состоялась лекция Виктора Махаева о рузаевской усадьбе Струйского. В конце XVIII века в российской глубинке стали возникать «культурные гнезда», выделявшиеся особым репрезентативным обликом. Выяснить их авторство трудно: мало сохранилось архивных документов, почти не уцелели подписанные авторами архитектурные чертежи. Но иногда историков вводят в заблуждение сами заказчики, создававшие легенды, превращавшиеся в мифы. Интересно, что в XIX веке мифологической фигурой стал крупнейший русский зодчий эпохи барокко Варфоломей Растрелли (1700-1771).
На рубеже XVIII-XIX столетий в Рузаевке был создан замечательный архитектурно-ландшафтный ансамбль усадьбы Николая Струйского (1749-1796) – пензенского дворянина, поэта-графомана и книгоиздателя, жестокого помещика-крепостника, имевшего связи с императорским двором. Истинное дитя своего времени он выделялся эксцентричными выходками и тягой к высокому искусству. Архитектура его усадьбы приписывалась Варфоломею Растрелли, что являлось выдуманной Струйским легендой. Истинным автором дворца и Троицкой церкви был крепостной художник Андрей Зяблов (?-1783), ученик Федора Рокотова. В свою очередь в 1980-х годах Зяблов стал художественной мистификацией американских концептуалистов Виталия Комара и Александра Меламида: они опубликовали пародию на творческую биографию художника, проиллюстрировав ее найденными «полотнами» Зяблова. В начале XX века, когда Рузаевка превратилась в железнодорожный поселок, легендарная усадьба Струйских была разрушена, сегодня на ее месте находится средняя школа № 9.
В.Б. Махаев, старш. науч. сотрудник