«Татьянин день, Татьянин день, Татьянин день…»
Поздравляем всех, кто причисляет себя к неспокойному и счастливому студенческому племени, и продолжаем цикл публикаций «Время Эрьзи».
В фондах МРМИИ им. С.Д. Эрьзи хранится женский портрет, имеющий второе название, – «Портрет студентки» (1954). Серьезное лицо, пытливый взгляд, слегка прихваченные вьющиеся волосы; сдержанность и открытость , готовность воспринимать мир во всем его многообразии и восхищаться им… Таков собирательный образ, родившийся в результате общения старого скульптора с молодым советским студенчеством в 50-е годы, после возвращения С.Д. Эрьзи на родину.
Много было горьких дней в жизни художника в этот «поздний московский период»… Но сколько радости дарили встречи с молодежью, интерес молодых к его творчеству. Студенты Московского университета были частыми гостями в эрьзинской мастерской, и не просто праздными зрителями, но помощниками и друзьями.
«Университетская молодежь по своей инициативе организовала помощь Эрьзе – нечто вроде тимуровского движения… Старик прослезился от благодарности и с гордостью показывал, сколько они сумели для него сделать… снова и снова приговаривал:
— Это все студенты, студенты. Молодцы какие! Что бы я без них делал?»
(Ю. Ефремов. Скульптор Степан Эрьзя. Мордовский самородок).
И на персональной выставке 1954 года в Москве на Кузнецком мосту самыми восторженными посетителями были молодые жители столицы, студенты.
«Перед входом стояла длинная очередь. Молодежь особенно близко принимала к сердцу то новое, что нес с собой ей совсем неведомый мастер. Удивляла в нем смелость и сила выражения…»
(М.В. Алпатов. Прекрасный образец. «Советская Мордовия». 9 ноября 1972 г.).