Три столетия архитектуры Санкт-Петербурга | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

Северная столица всегда считалась в России эталоном европейского города. Но является ли Санкт-Петербург европейским городом – не по географии, а по структуре и образу? И как архитектура города подчеркивает его уникальность? Какую идею пытался реализовать Петр Великий, выбирая место для строительства новой столицы? Почему в начале XIX века имперскую столицу превозносили, а в середине столетия проклинали? Может ли современный мегаполис являться музеем под открытым небом? На эти вопросы попытался ответить Виктор Махаев 9 июня в своей лекции, посвященной истории и архитектуре Санкт-Петербурга.

1

Санкт-Петербург относится к числу уникальных, красивейших и целостных в художественном отношении городов мира. Размах и олимпийское спокойствие водного пейзажа северной столицы России, ее горизонтальный силуэт с точно поставленными доминантами, ансамбли набережных, величественные пространства широких площадей – все это лежит в основе имперского образа Санкт-Петербурга. В течение трех столетий город развивался по трем моделям, соответствующим представлениям о роли имперской столицы в Отечестве и мире.

2

В проекте Петра Великого столичный город рассматривался не как традиционный русский или европейский город с крепостью, дворцом и соборами, которые «обнимала» обывательская застройка. Император создавал город-мастерскую: столица была призвана работать как верфь, давая пример для подражания всем другим отечественным городам. В идеологии конца XVIII – начала XIX века имперская столица – это выражение мирового первенства, державной мощи и тотального порядка. Русской столице для создания репрезентативного пространства в духе эстетики классицизма требовались новые, крупномасштабные образцы имперской столицы. Задуманный Петром Великим европейский плацдарм России является не только «самым европейским городом» державы. Созданные здесь градостроительные формы стали прообразом для многих городов России, реконструированных в XIX веке.

3

В советскую эпоху город Ленина и «колыбель Октябрьской революции» расширялся обширными промышленными зонами и нанизанными на магистрали жилыми районами, при этом городской центр превратился в музей под открытым небом. В 1990 году центр Санкт-Петербурга вместе с дворцово-парковыми пригородами был признан ЮНЕСКО Всемирным наследием человечества.

В.Б. Махаев, ст. науч. сотрудник

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ