Волошин, Айвазовский и новый Макаров | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

новости

В сентябре этого года по приглашению книгоиздателя К.И. Шапкарина решено было творческой группой посетить Крым: посмотреть обновленную Феодосийскую картинную галерею им. И.К. Айвазовского, поучаствовать в научно-творческом симпозиуме «Волошинский сентябрь», встретиться с добрыми друзьями из музея-заповедника «Киммерия М.А. Волошина» — партнерами по реализации недавнего проекта «Киммерия в Мастораве», и, конечно же, поплавать в Черном море.

Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского после трех лет ремонта торжественно открылась в марте этого года, когда широко отмечалось десятилетие вхождения Крыма в состав Российской Федерации. Обновленная экспозиция с прекрасным освещением порадовала нас погружением в пучину живописной маэстрии Айвазовского, полной информацией о жизни и творчестве «певца моря», и встречей с картиной И. К. Макарова, ранее нам неизвестной. Первым её увидел Константин Иванович, и, с трудно скрываемой радостью, с маской вселенской загадки и торжества на лице, оторвав от экскурсионной группы, со словами: «Я нашёл Макарова!» подвёл меня к «Семейному портрету». На раме сохранилась старая этикетка, сообщавшая о том, что эта картина неизвестного художника, а новая этикетка сообщала, что автором является И.К. Макаров, правда со знаком вопроса. Авторство Макарова предложила заместитель директора по научной работе Феодосийской картинной галереи Н.Н. Пиронкова. На холсте запечатлён эпизод  первых лет счастливой семейной жизни Ивана Константиновича с Юлией Гревс. Они поженились в 1848 году, а в июне 1849 родилась дочь Елена. Её, примерно в возрасте 6 месяцев, мы видим в кроватке. Портрет можно датировать 1849 годом ещё и потому, что этим годом датируются наброски и эскизы к нему, хранящиеся в Русском музее. Исследователи творчества И.К. Макарова прошлых лет предполагали, что  на основе этих рисунков был написан живописный портрет Айвазовского, но местонахождение его не известно.

В ходе подготовки данного материала нашлась ещё одна акварель из собрания Одесского художественного музея: И.К. Айвазовский. «Семейный портрет» (автопортрет с женой Юлией). 1849. Если сравнить этот лист с работами И.К. Макарова из ГРМ, то можно предположить, что это тоже эскиз к найденному «Семейному портрету». Так что генеральный каталог «мастера изящной кисти» пополнился двумя произведениями.

Н.С. Осянина, заведующая отделом музейной педагогики

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ