«Время Эрьзи». Всемирный день ребенка.
Известно изречение русского писателя Максима Горького: «Дети — живые цветы земли». Именно в них закладывается будущее нашей цивилизации. Существует множество праздников, посвященных детству, и один из самых известных — Всемирный день ребенка. Он ежегодно отмечается 20 ноября. Дата не случайна — именно в этот день ассамблеей ООН в 1959 году была принята Декларацию прав ребёнка, а в 1989 году — Конвенция о правах ребёнка. В документах подчеркивается, что ребенку для всестороннего и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и взаимопонимания. Праздник, посвященный Всемирному дню ребенка, призван напомнить именно об этом — о хрупкости детства и детей, о том, насколько они ценны для нас.
Закономерно, что в изобразительном искусстве тема детства является хрестоматийной. К ней обращались и обращаются художники «всех времен и народов».
У скульптора Степана Эрьзи лишь в одной работе запечатлен детский образ. Но сколько пластики, грации, теплоты и нежности в созданной мастером композиции «Сидящая девочка» (1918, мрамор, МРМИИ им. С.Д. Эрьзи). Появилась она на Урале. В жизни художника это было время, освещенное пылкой любовью его юной ученицы Елены Мроз. Черты маленькой Лены запечатлены в скульптуре, выполненной по фотографии. Живая, непосредственная, естественная героиня сосредоточена на своей детской «проблеме», и зрителю остается только любоваться этим остановленным мгновением.
С. Эрьзя .Сидящая девочка. 1918. Мрамор.
Гипсовый отлив скульптуры бережно хранится в Геленджикском историко-краеведческом музее, — ведь Елена Ипполитовна Мроз уроженка Геленджика. Жители города, — по словам старшего научного сотрудника ГИКМ Т.Г. Небиеридзе, — «признательны, что благодаря этой женщине Степан Эрьзя почтил своим присутствием наш город и в истории Геленджика запечатлено имя великого скульптора».
С. Эрьзя. Сидящая девочка. 1918. Гипс, лепка.
Мотив «сидящая девочка» очень распространен в изобразительном искусстве. Улыбки и хмурые бровки, праздное любопытство и серьезный взгляд… Девочки на картинах, графических листах, в пластике, как и в жизни, — такие разные, как разнообразны творческие манеры художников, жанры произведений и материалы, в которых запечатлены героини.
Предлагаем вниманию зрителей небольшую галерею «сидящих девочек».
А. Корзухин. Девочка. 1877. Х., м.
М. Врубель . Девочка на фоне персидского ковра. 1886. Х., м.
Эгон Шиле. Сидящая анфас девочка. 1911. Бум., акв.
П. Кончаловский. Сидящая девочка. 1931. Х., м.
Алёнушка. ЛФЗ. 1956.
Сидящая девочка крестьянка. 1976. Майолика.
Л. Холина. 1982. Мрамор.
Цзянь Юй. Маленькая девочка, сидящая у реки. 1990. Х., м.
М.А. Танасейчук, старш. научный сотрудник