Выставка «Православная икона. Традиция и современность»
На Руси первые иконы появились с введением христианства, причем, иконы эти были греческого письма. Они пришли на Русь вместе с новой религией из Византии во время правления князя Владимира (конец Х века). Первые самостоятельные шаги в иконописании были сделаны в XI-XII вв. Расцвет древнерусской иконописи приходится на конец XIV – середину ХVI в.в. Имена иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия упоминают летописи и другие литературные источники.
Разнообразием стилистических решений и широтой тематики отличается икона XVII века. В эпоху петровских преобразований иконопись пытается соединить в себе традиции древней Руси и западноевропейского искусства. В последующие столетия (XVIII – XX в.в.), не утрачивая духовно-молитвенного содержания, она становится все более разнородной. В наши дни искусство иконописи переживает время возрождения и подъема.
Экспозицию выставки «Православная икона. Традиция и современность» составили иконы из коллекции музея им. С.Д. Эрьзи, иконописно-реставрационной мастерской «Канонъ»(г. Москва), товарищества иконописцев «Изограф» (г. Пенза), частных коллекций.
Иконописно-реставрационная мастерская «Канонъ» была основана в 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Основателем и директором мастерской является Александр Васильевич Ренжин, известный искусствовед, исследователь, реставратор, эксперт Министерства культуры РФ в области темперной живописи и церковного искусства.
Деятельность мастерской многогранна. Ее сотрудниками создано много икон для храмов Москвы и других городов России и зарубежья. Крупнейшей реставрационной работой мастерской стало восстановление иконостаса XVII века в храме Успения на Городке в Звенигороде. Грамотами Святейшего Патриарха была отмечена деятельность по восстановлению Николо — Угрешского монастыря, а также по сохранению и развитию российского искусства и культуры.
Пензенское товарищество иконописцев «Изограф», основанное в 1993 году, осуществляет свою деятельность с благословения архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима. Основной состав товарищества – иконописцы, работающие для церкви, по заказу православных общин и частных лиц.
Иконописные мастерские «Канонъ» и «Изограф» в своей работе точно повторяют древнюю технологию и при обработке доски, и при изготовлении красок. Современные иконы, выполненные в этих мастерских, отличает высокий профессионализм исполнения.
Особый метод иконописания Юрия Эросовича Кузнецова, зарегистрированный Российским авторским обществом как «кузнецовское письмо», органично сочетает в себе синтез традиций древне-русской иконописи и приемов, выработанных мастером.
Выставка дает возможность познакомиться с системой образов русской иконописи, способами создания, своеобразным колоритом икон и приемами их декорирования. Представлены иконы храмовые (иконостасные, аналойные) и домовые.
Экспонируемые произведения, разные по времени создания, стилю и уровню художественного мастерства, существенно дополняют наше представление о путях развития русской иконы. Они свидетельствуют, прежде всего, о том, что поздняя иконопись, черпая сюжеты из евангельского родника, сохранила в себе высокую духовность, обращенность к внутреннему миру человека и продолжает утверждать идеалы справедливости, братства, свободы, самоотверженного служения, веру в конечную победу добра и ценность человеческой личности, – словом, все то, что противостоит злу, лжи и насилию.
Е.А. Вишнякова, старший научный сотрудник МРМИИ им. С.Д. Эрьзи
Организаторы выставки благодарят за финансовую поддержку проекта Кузовлева Александра Евгеньевича и Бреуса Кирилла Андреевича (дистрибьюторская компания «Кузовок», г. Москва); Катрана Сергея Викторовича (косметическая компания «Народная косметика», г. Москва); Крутова Валерия Викторовича – директора спортивного комплекса «Мордовия» (г. Саранск); Якубу Виктора Васильевича – генерального директора ОАО «Мордовспирт» (г. Саранск).