В Выставочном зале Музея Эрьзи (Советская, 29) возобновил работу научно-популярный лекторий. 12 сентября кандидат искусствоведения Виктор Махаев рассказал о Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве и тех изменениях, которые она претерпела с момента открытия до настоящих дней. Также слушатели узнали интересные факты из истории аналогичных выставочных комплексов, построенных в разных уголках СССР.
На архитектурной биеннале 2016 года в Венеции Россия представила московскую ВДНХ, назвав ее городским феноменом XXI века. Действительно, крупнейшая советская выставка являлась культурной моделью государства, которая менялась вместе со страной. Открытая в 1939 году Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, широко разрекламированная в предвоенные годы и помпезно расширенная в 1954 году, продолжала вековые традиции нижегородской ярмарки и повторяла дизайнерские методы международных выставок конца XIX – начала XX века. Ансамбль создавали ведущие зодчие Страны Советов, среди которых нужно назвать Вячеслава Олтаржевского, репрессированного в 1937 году.
На северной окраине столицы по законам «утопии места» за три года была создана сказочная страна, восхищавшая посетителей бутафорскими павильонами и чудесными экспонатами. Рекламная витрина колхозного строя демонстрировала стахановский труд на полях и фермах, рекордные урожаи и надои, а также дружбу советских народов. Послевоенная выставка, дополненная промышленными павильонами, стала целым экспозиционным городом и туристическим брендом Москвы.
В 1990-е годы советская показуха сменилась жалким запустением и разрухой.
Возрождение легендарной выставки началось столичным правительством в 2013 году и сегодня реставрация павильонов и насыщение их новейшим экспозиционным дизайном еще не завершены. Руководство выставочного кластера представляет свое детище как обновленное, широкодоступное, многопрофильное пространство, которое будет привлекать горожанина с расширенными потребностями. Не стоит сомневаться, что в ближайшее время ВДНХ преобразится в современный парк активного досуга, просвещения, развлечения и бизнеса, в котором отреставрированный ансамбль сталинской эпохи окажется в окружении инновационных центров.
Между тем, мало кому известно, что в 1950-е годы в ряде советских городов были построены республиканские и областные мини-ВДНХ. Если киевская выставка превратилась прибыльное коммерческое предприятие, то выставки в Казани, Рязани, Владимире и Белгороде давно забыты и заброшены. И это несправедливо, потому что архитектурно-дизайнерские идеи середины прошлого века были намного креативнее безвкусной современной эклектики.
В.Б. Махаев, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела
Информационная поддержка: Министерство культуры РФ; Культура.РФ.