Хорошая весть из дружественной страны | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

Новость о Ф.В. Сычкове пришла к нам из Беларуси, и принёс её вновь на своём «лёгком крыле» друг музея, книгоиздатель К.И. Шапкарин. В июле этого года страсть к путешествиям привела его в Витебск, где первым пунктом программы пребывания стоял Витебский областной краеведческий музей и его филиал – Художественный музей, в постоянной экспозиции которого Константин Иванович увидел картину Ф.В. Сычкова «Письмо солдата» (холст, масло, без указания даты написания).

DSC_8993

На официальный запрос нашего музея белорусские коллеги прислали исчерпывающий ответ: «…Первоначально картина находилась в частном собрании коллекционера Софьи Кондратьевны Пхакадзе (Москва). После выставки из частных собраний коллекционеров Москвы и Ленинграда, проходившей в Государственном художественном музее БССР (Минск), работа Ф.В. Сычкова осталась в минском музее на временном хранении. В октябре 1967 года Витебское областное управление культуры закупило эту работу в числе других художественных произведений для фондов краеведческого музея. «Письмо солдата» (ВОКМ КП 015373; И-00328, 68,8 х 56,5 см.) – единственная работа художника Ф.В. Сычкова в собрании нашего музея».

DSC_9003

Присланное изображение картины позволило атрибутировать её как этюд к дипломной работе Ф.В. Сычкова «Письмо с войны», написанной в стенах Императорской академии художеств в 1900 году. Местонахождение картины неизвестно, и мы можем судить о ней лишь по чёрно-белой фотографии, напечатанной в журнале «Нива» (№1 за 1901 год). Плохое качество изображения давало слабое представление о композиции и практически ничего не говорило о колорите. Витебский этюд во многом восполнил эти пробелы; на нём изображена центральная группа композиции – подросток, читающий письмо, и два мальчика помладше. В бытовых картинах Федота Васильевича очень много говорящих тщательно прописанных деталей, и эта особенность творческой манеры проявилась уже в первой большой картине «Письмо с войны». Давайте внимательно рассмотрим этюд. Подросток хорошо одет, весь его внешний вид говорит о том, что он из состоятельной семьи: даже в тёплое время года может позволить себе носить кожаные сапоги и картуз с лаковым козырьком. Его волосы аккуратно подстрижены, из-под околышка выглядывают лишь небольшие височки. Он учится в школе и умеет хорошо читать, поэтому к нему обратились взрослые с просьбой прочесть письмо. Два других мальчика из бедных крестьян; босые ноги, простая одежда, не расчёсанные вихры, подстриженные «под горшок», были характерны для большинства крестьянских детей конца XIX века. Группа изображена на завалинке ветхой избы, у хозяев которой даже нет возможности заменить стекло в оконной раме.

Скан 2

В коллекции Музея им. С.Д. Эрьзи хранятся три этюда Ф.В. Сычкова к дипломной работе: «Двор». 1899. (холст, масло, 23х33,5, №748), «Крестьянин с ящиком». 1899. (холст, масло, 63х29, №703), «Мальчик и старик». 1899. (холст, масло, 23,9х33,8, №899). Следовательно, этюд из музея Витебска также следует датировать 1899 годом, когда художником готовился материал для задуманной картины.

Выражаем искреннюю благодарность белорусским коллегам за сотрудничество и заботу о «нашем Сычкове».

Н.С. Осянина, заведующая отделом музейной педагогики

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ