Памяти И.И. Сидельникова (1937-2020) | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Публикации

А.В. Рункова, ст. науч. сотрудник выставочно-экспозиционного отдела

12 июля исполнилось бы 85 лет заслуженному художнику России, народному художнику Мордовии Игорю Ивановичу Сидельникову – автору эпохальных полотен, ставших хрестоматийными в истории изобразительного искусства Мордовии: «Рузаевка. Декабрь 1905 год» (1969 – 1970), «Мордовские вышивальщицы. Приданое»(1972), «Утро. Рузаевские железнодорожники» (1975), «Храм Иоанна Предтечи» (1996).

640px-Ruzaevka_December_1905

IJX1JQW1ljI4onkItvB8xg4

И.И. Сидельников – один из крупнейших живописцев в истории изобразительного искусства Мордовии, истинный мастер, художник ответственной гражданской позиции, выразитель духа своей эпохи. Мир его образов энергичен, чист и значителен. Энергичная ясность образов и изобразительных средств – идеал его художественного метода на всех этапах творчества.

wuCbKKvAA7s

Искусство художника являет нам могучий стиль, способный дать ёмкий живописно-пластический эквивалент любому явлению, образу, ощущению. Разнообразные жанровые формы, индивидуальность творческой манеры, маэстрия кисти ставят И.И. Сидельникова в ряд замечательных мастеров современного отечественного искусства.

В канун 85-летия со дня рождения художника в музее открылась выставка живописи художника из фондов МРМИИ им. С.Д. Эрьзи. Полотна мастера, как всегда, вызывают сильные чувства. Впечатляет вдохновенная мощь ракурсов, монументальная форма, высокая культура художественного мышления, вызревавшая в недрах академически добротной профессиональной школы: Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, Академия художеств СССР (мастерская народного художника СССР Г.М. Коржева).

Значительный этап творчества живописца прочно слит с понятием стиля социалистического реализма. Но приверженность этому стилю оставляла за собой столь необходимый художнику дух свободного творчества. В лучших произведениях, концептуально отвечающих большому стилю советской эпохи, мастер сохранил художественность, несовместимую с духовным конформизмом. Покровительствуя добрым надеждам эпохи, художник воплощал в декларативном пафосе патетических образов пафос исторической действительности.

Высокие гражданские порывы, героико-драматические коллизии исторических вех, искренняя вера в идеалы эпохи воплощены в его произведениях как итог живого равновесия идеи и чувства. Глубокое переживание реальности дает живописи И.И. Сидельникова качество историзма.

Будучи в какой-то мере и судьёй своей эпохи, истолкователем её социальной психологии, И.И. Сидельников глубоко чувствовал те черты человека, которые он находил необходимыми и идеальными. Эти черты, характеризующие сущностные, вечные ценности, сопряженные с гуманистическими устоями русской культуры, отразились в обширной портретной галерее: «Портрет С.Д. Эрьзи» (2017), «Портрет поэта В. Юшкина» (1980), «Портрет П.М. Елистратова» (1980), «Портрет писателя Ф. Андрианова» (1981), «Портрет механизатора В. Наумова» (1981).

Портрет поэта В. Юшкина 1980

Наиболее полное и свободное дыхание живопись мастера обрела в жанре пейзажа. В живописной ткани пейзажей – обаяние пленэрной живописи. Пейзажи автора всеобъемлющи в мотивах – от панорамных, эпических по духу до пронзительно лирических, камерных уголков природы. Исполненные оптимистического жизнеутверждения, они вселяют вдохновляющую силу, даруют радость вновь открываемого мира, увиденного свежо и неожиданно: «Осенние дали» (1986), «Тишина» (1971), «Лето» (1987), «Заводь. Старица» (1980), «На берегу Мокши» (1981), «Талая вода» (1997), «Первые проталины» (1999), «Излучина реки Левжа» (2007).

8215b4n9PePD06s IMG_7424 IMG_7426 IMG_7427

До конца дней кисть мастера не утрачивала силы живого чувства и высокой меры творческой ответственности. Полотна художника вписаны ярчайшими страницами в историю отечественного изобразительного искусства.

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ