Памяти И.И. Сидельникова (1937-2020)
А.В. Рункова, ст. науч. сотрудник выставочно-экспозиционного отдела
12 июля исполнилось бы 85 лет заслуженному художнику России, народному художнику Мордовии Игорю Ивановичу Сидельникову – автору эпохальных полотен, ставших хрестоматийными в истории изобразительного искусства Мордовии: «Рузаевка. Декабрь 1905 год» (1969 – 1970), «Мордовские вышивальщицы. Приданое»(1972), «Утро. Рузаевские железнодорожники» (1975), «Храм Иоанна Предтечи» (1996).
И.И. Сидельников – один из крупнейших живописцев в истории изобразительного искусства Мордовии, истинный мастер, художник ответственной гражданской позиции, выразитель духа своей эпохи. Мир его образов энергичен, чист и значителен. Энергичная ясность образов и изобразительных средств – идеал его художественного метода на всех этапах творчества.
Искусство художника являет нам могучий стиль, способный дать ёмкий живописно-пластический эквивалент любому явлению, образу, ощущению. Разнообразные жанровые формы, индивидуальность творческой манеры, маэстрия кисти ставят И.И. Сидельникова в ряд замечательных мастеров современного отечественного искусства.
В канун 85-летия со дня рождения художника в музее открылась выставка живописи художника из фондов МРМИИ им. С.Д. Эрьзи. Полотна мастера, как всегда, вызывают сильные чувства. Впечатляет вдохновенная мощь ракурсов, монументальная форма, высокая культура художественного мышления, вызревавшая в недрах академически добротной профессиональной школы: Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, Академия художеств СССР (мастерская народного художника СССР Г.М. Коржева).
Значительный этап творчества живописца прочно слит с понятием стиля социалистического реализма. Но приверженность этому стилю оставляла за собой столь необходимый художнику дух свободного творчества. В лучших произведениях, концептуально отвечающих большому стилю советской эпохи, мастер сохранил художественность, несовместимую с духовным конформизмом. Покровительствуя добрым надеждам эпохи, художник воплощал в декларативном пафосе патетических образов пафос исторической действительности.
Высокие гражданские порывы, героико-драматические коллизии исторических вех, искренняя вера в идеалы эпохи воплощены в его произведениях как итог живого равновесия идеи и чувства. Глубокое переживание реальности дает живописи И.И. Сидельникова качество историзма.
Будучи в какой-то мере и судьёй своей эпохи, истолкователем её социальной психологии, И.И. Сидельников глубоко чувствовал те черты человека, которые он находил необходимыми и идеальными. Эти черты, характеризующие сущностные, вечные ценности, сопряженные с гуманистическими устоями русской культуры, отразились в обширной портретной галерее: «Портрет С.Д. Эрьзи» (2017), «Портрет поэта В. Юшкина» (1980), «Портрет П.М. Елистратова» (1980), «Портрет писателя Ф. Андрианова» (1981), «Портрет механизатора В. Наумова» (1981).
Наиболее полное и свободное дыхание живопись мастера обрела в жанре пейзажа. В живописной ткани пейзажей – обаяние пленэрной живописи. Пейзажи автора всеобъемлющи в мотивах – от панорамных, эпических по духу до пронзительно лирических, камерных уголков природы. Исполненные оптимистического жизнеутверждения, они вселяют вдохновляющую силу, даруют радость вновь открываемого мира, увиденного свежо и неожиданно: «Осенние дали» (1986), «Тишина» (1971), «Лето» (1987), «Заводь. Старица» (1980), «На берегу Мокши» (1981), «Талая вода» (1997), «Первые проталины» (1999), «Излучина реки Левжа» (2007).
До конца дней кисть мастера не утрачивала силы живого чувства и высокой меры творческой ответственности. Полотна художника вписаны ярчайшими страницами в историю отечественного изобразительного искусства.