Ценность художественного воспитания не в том, что оно создает фон жизни, фон жизнедеятельности…, оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад.
Л.С. Выготский
29 мая в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи открылась выставка детского творчества, которая подводит итог деятельности в рамках проекта «Мы рисуем Жизнь». В ноябре 2008 года проект был отправлен в Москву для участия в конкурсе Общероссийской грантовой благотворительной программы «Новый день», организованной ОАО АКБ «РОСБАНК». 6 февраля 2009 года состоялось заседание Экспертного совета под председательством Галины Волчек, художественного руководителя театра «Современник» и музей узнал радостную весть о победе в грантовом конкурсе. Всего было подано 133 заявки из различных некоммерческих организаций Приволжского федерального округа, 11 из них получили финансовую поддержку.
Искусство возвышает душу человека, влияет на развитие интеллекта и творческих способностей личности. В рамках проекта изобразительное искусство рассматривалось как средство реабилитации детей, оказавшихся волею судьбы в социально-реабилитационнном центре для несовершеннолетних «Радуга» г. Саранска. В центре ребенок может находиться от нескольких месяцев до года. Этот период весьма сложный и важно всеми средствами оказывать ему психологическую помощь и поддержку. Одним из инструментов, помогающих достичь положительных изменений в поведении и восприятии окружающего мира, является арт-терапия — общение с подлинниками в музейных залах и занятия изобразительной деятельностью. В течение двух месяцев ребята имели возможность заниматься в творческой мастерской, организованной непосредственно в пространстве постоянной экспозиции, под началом известных художников Мордовии, чьи работы были у детей перед глазами как пример высокого искусства. В качестве тем для занятий были выбраны базовые, определяющие бытие человека понятия: дом, дерево, человек, а также радуга и сказка. Произведения искусства, в которых раскрываются эти темы, детские рисунки становились средствами для прояснения и выявления проблем ребенка и психологической работы с ним.
Целью проекта явилось обогащение детей опытом чувственного восприятия мира, их интеллектуальное, эмоциональное и творческое развитие, повышение ощущения собственной значимости.
Самым главным ожидаемым результатом проекта можно считать возрожденное у детей чувство радости жизни, которое проявлялось в поведении, словах, а самое главное – в рисунках, многие из которых представлены на выставке. Работу в рамках проекта можно считать успешной хотя бы потому, что никто из ребят не отказался от поездок в музей, на протяжении всего проекта дети проявляли к занятиям интерес и демонстрировали увлеченность. А психолого-педагогический опрос детей, проводимый специалистами центра «Радуга» в ходе всего проекта, показал положительную динамику не только эстетического, но и интеллектуального, нравственного их развития.
В своих рисунках ребята (возраст от 5 до 17 лет) передали своё представление о счастливой жизни: это жизнь в красивом просторном доме в окружении родных людей, а над домом чтоб сверкала разноцветная радуга как символ радости, и чтоб было много цветов и деревьев вокруг. Изображая это, они усердно работали за мольбертами, смешивали краски на палитре в поисках нужного цвета и приходили к выводу: оказывается, непросто нарисовать красивую картину, а в жизни осуществление мечты требует еще большего труда. Главное, что мечта получила более ясные очертания и зримый образ. Я надеюсь, это поможет детям осуществить её.
Н.С. Осянина, автор проекта
Фоторепортаж:
Галерея работ: