В газетных статьях 1937 года, посвящённых первому съезду Союза художников Мордовии, помимо «врага народа» Детцова, упоминается и его «укрыватель» художник Березин. В сборнике документов «Культурное строительство в Мордовской АССР» раздел «Изобразительное искусство» начинается с письма художника В. Березина в редакцию газеты «Красная Мордовия» об организации в Мордовской автономной области художественной студии-мастерской. (1) Анализ его произведений мы находим и в книге Е.М. Костиной «Изобразительное искусство Мордовии».(2) Известно, что именно В.А. Березин стоял у истоков создания Союза художников Мордовии, принимал активное участие в организации и проведении первых художественных выставок в Саранске. Упоминаний, как видим, достаточно много, но недоставало конкретных фактов биографии. Попытки узнать что-то в Союзе художников, организатором и членом которого Березин был, в НИИЯЛИЭ при Правительстве РМ, где он работал научным сотрудником в течение двух лет, не увенчались успехом. Но, как говорят в народе: «Не было бы счастья – да несчастье помогло». Виктор Александрович в 1938 году был арестован органами НКВД. Заведённое на него дело поныне хранится в архиве ФСБ; оно-то и позволило узнать многое из жизни художника. (3)
Революционер
Родом Виктор Александрович Березин был из села Пятина Корсунского уезда Симбирской губернии, где появился на свет 4 февраля 1886 году. Отец его до 1903 года учительствовал, а затем пошёл в священники. В семье, помимо Виктора, росли ещё два брата. Все получили хорошее образование: Михаил стал врачом, а Владимир — военным. До 1907 года Виктор Александрович учился в симбирской гимназии. Примерно с 1901 года стал постепенно втягиваться в политическую жизнь: читал запрещённую литературу, принимал участие в бунтарском академическом движении семинаристов, хранил у себя на квартире нелегальную библиотечку, принадлежавшую трём ученическим организациям Симбирска – семинарии, гимназии и кадетскому корпусу. Одной из причин, побудивших юношу встать на путь политической борьбы, стала размолвка с отцом: Виктору хотелось учиться в художественном училище, а отец был категорически против. Тайная, полная опасности жизнь «политического» стала протестом против семейной «тирании». В 1904 году Виктор Александрович вступил в партию социал-революционеров. Занимался пропагандистской работой среди крестьян, приезжающих в Симбирск на базар, ездил с литературой по сёлам.
Энциклопедическая справка (БСЭ): «Эсеры (социал-революционеры) – мелкобуржуазная партия в России, возникшая в 1902 году в результате объединения народнических групп и кружков. Руководящую роль в партии играли В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев, Е.Ф. Азеф и др. Партия находилась на нелегальном положении.
Максималисты – мелкобуржуазная полуанархическая террористическая группа, отколовшаяся от партии эсеров в 1904 году и организационно оформившаяся в «Союз социалистов-революционеров максималистов» в 1906 году. Максималисты отрицательно относились к парламентским формам борьбы в условиях капиталистического общества, считали возможным свержение капитализма посредством политического террора и экспроприаций. Движущей силой социального переворота считали трудовое крестьянство».
В 1906 году Березин вошёл в террористическую группу «максималистов». В этом же году принял участие в убийстве симбирского губернатора (за то, что «он приказал выпороть четыреста крестьян»), в экспроприации денег почтового отделения одного из сёл близ Симбирска с целью изыскания средств для партии. В 1907 году был арестован и выслан в Тобольскую губернию на три года. В 1908 году совершил побег и выехал за границу. Березин был вынужден бежать, так как следователь, который сочувствовал революционерам, сообщил, что стали известны новые подробности о его террористической деятельности. Это грозило пересмотром дела и более серьёзным наказанием. В Париже вошёл в состав боевой организации, целью которой являлось убийство царя Николая II, но цепь предательств (один из руководителей партии Азеф был агентом царской охранки) привела к распаду организации. В 1911 году Березин порвал с партией социал-революционеров и поступил работать на завод. В свободное время занимался повышением образования: посещал русский литературный кружок, который организовал А.В. Луначарский, прослушал курс лекций по естественным наукам и философии в Русском университете, вспомнил о своей давнишней мечте стать художником и поступил учиться в одну из частных парижских Академий художеств.
В 1917 году, после Февральской революции, Березин возвратился в Россию; Керенский издал приказ, согласно которому русские, проживающие в странах – союзниках России в войне с Германией, должны были вступать в союзные армии. Березин служить во французской армии не пожелал и через Скандинавию вернулся в Петроград. Обучение в Академии художеств осталось незаконченным.
Потеряв интерес к революционной деятельности, Виктор Александрович не остался в столице, а уехал к отцу в Симбирскую губернию. Работал в городе Курмышеве, женился. Встретил знакомых по партии, которые пытаются привлечь Березина для работы в земстве. После Октябрьской революции эсеры наряду с большевиками входили в различные руководящие органы государства. Эти встречи с боевыми соратниками впоследствии сыграют роковую роль в судьбе Березина. Очень скоро большевики расправились с эсерами: одних уничтожили сразу, других вынудили покинуть родину, а оставшиеся в Советском Союзе до конца жизни сожалели о своей принадлежности к партии социал-революционеров, ибо жизнь их заканчивалась чаще всего в застенках НКВД. Делить власть и победу в революции большевики не хотели ни с кем. И даже тогда, когда бывшие члены партии эсеров уже никакой опасности не представляли для Советской власти, их всё равно уничтожали как носителей памяти, способных рассказать правду о революции, несколько отличную от той, которая была напечатана в официальной «Истории ВКП (б)».
Семейное счастье у Виктора Александровича было недолгим. Вскоре после свадьбы жена серьёзно заболела. Березин срочно поехал в Саранск, где работал врачом его старший брат Михаил. С ним он договорился о лечении жены в Саранске, однако, возвратившись назад, Березин не застаёт её в живых. От нервного потрясения Виктор Александрович сам тяжело заболел и всю зиму 1918-1919 гг. провёл в селе Медяны, где у отца был приход. После выздоровления уехал в Саранск, подальше от печальных воспоминаний, тем более что Михаил выхлопотал для него интересную работу: в августе 1919 года Виктора Александровича назначили директором Музея родного края (ныне МРОКМ им. И.Д. Воронина). Вскоре сыновья перевезли в Саранск и отца; спасаясь от ареста, он был вынужден снять с себя сан, распродать имущество и бежать из родных мест.
Музей в Саранске подчинялся отделу народного образования, куда по работе часто заходил Березин. Здесь он и повстречал свою новую любовь — машинистку Галину Казанскую, которая приехала в Саранск из Люблинской губернии (Польша). В августе 1920 года они поженились. Возраст (Березину уже 36 лет), неустроенность быта, связанная с частой переменой места жительства, недавняя потеря первой жены побуждали Виктора Александровича бережно относиться к семейному счастью, к молодой жене. В мае 1923 года у них родился сын – Мстислав, в феврале 1926 – дочь Эрика. В фондах Мордовского краеведческого музея хранится живописный портрет Галины Березиной, выполненный художником Картмазовым в 1937 году. На портрете сидящей за столом изображена молодая красивая женщина, читающая книгу. Можно предположить, что Галина Фёдоровна запечатлена дома; модная короткая стрижка, лёгкое летнее платье, добротный интерьер и книга передают атмосферу налаженного быта городских интеллигентов.
Из материалов дела видно, что В.А. Березин часто менял место службы: в 1922 году он оставил музей и устроился художником-инструктором в Народном доме Рузаевки, а в мае 1925 года уже работал художником-оформителем в саранской артели «Художник». Скорее всего, юношеская мечта об искусстве, подкреплённая парижскими уроками, обрела уже в зрелом возрасте черты творческой профессии.
Общественный деятель
Начиная с 1930 года, когда была создана Мордовская автономная область, Березин наблюдал значительный качественный скачок в области образования, науки, театрального искусства, литературы и музыки. И лишь в области изобразительного искусства не было значительных подвижек. Именно поэтому он направил в редакцию газеты «Красная Мордовия» письмо об организации художественной студии-мастерской: «Уважаемый тов. Редактор! Не один раз я обращался через отдел народного образования с проектом об организации здесь в Мордовской области художественной студии-мастерской. Она необходима для мордовской области. Но у нас даже к 14 годовщине Октября не подведены итоги того, что мы имеем в области мордовского искусства по форме и социалистического по содержанию.
К созданию стержня, вокруг которого могла бы ютиться художественная жизнь, я предлагал неоднократно организацию здесь, при облОНО, художественной студии-мастерской, в которой могли бы подготавливаться кадры ИЗО… Всегда, когда я поднимал вопрос с политпросветом о создании студии, мне говорили, что нет средств на организацию её и содержание учащихся. Когда поставишь вопрос о создании студии-мастерской, то денежный вопрос уже до некоторой степени регулируется, т.е. 50% средств мастерская может от заказов при обслуживании театров, изб-читален, клубов, учреждений и т.д.». (4) После публикации письма в газете облисполком предложил Березину подготовить докладную записку по данному вопросу. В ней Березин писал не только о создании студии-мастерской, но и об организации всех художников Мордовии в Союз советских художников, о проведении первой художественной выставки в Саранске. На основании записки приняли постановление, в котором инициатива Березина была отмечена нужной и своевременной. Для организации этих крупных и важных мероприятий при Облисполкоме создали оргкомитет, в состав которого вошёл и сам художник. В сентябре этого же года оргкомитет опубликовал обращение ко всем колхозникам, членам профсоюзов, учителям, учащимся, комсомольцам и пионерам об оказании содействия в создании Мордовского областного Союза советских художников, сборе экспонатов для первой областной художественной выставки и организации на местах художественных кружков: «Всем мордовским художникам и любителям искусства нужно содействовать организации крепкого союза мордовских художников, а также помочь мордовскому искусству на пути его роста… Выявляйте всех, кто интересуется искусством и работает в этой области, организуйте на предприятиях, в колхозах и школах, учреждениях художественные кружки, собирайте экспонаты. Всеми силами содействуйте организации первой художественной выставки». (5)
Сразу же после создания оргкомитета Березин активно приступил к собиранию художественных сил. Общереспубликанской трибуной тех лет являлась газета «Красная Мордовия», где и публикуются регулярно в течение 1932 года объявления подобные тому, какое было напечатано 6 сентября: «Областной оргкомитет изоискусства 7 сентября проводит общее собрание всех художников и любителей Саранска с повесткой дня:
- О задачах развития мордовского изоискусства (докл. Т. Кастаргин).
- О подготовке к 15-й годовщине Октябрьских торжеств.
- Об образовании Союза советских художников и выборы городского комитета». (6)
К 15-й годовщине Октябрьской революции оргкомитетом планировалась выставка мордовских художников. Это была бы первая республиканская выставка в истории края, но скорее всего она не состоялась. Во всяком случае, никаких сообщений о ней в местной прессе нет, а подобное событие вряд ли осталось бы без внимания корреспондентов.
Инициатива, проявленная Березиным, обратила на него внимание руководства области. Для решения задач по развитию изобразительного искусства Виктора Александровича пригласили работать в только что созданный Институт Мордовской культуры, где он с 1933 по 1935 годы возглавлял изосекцию. В «Положении о научно-исследовательском институте Мордовской культуры», утверждённом в 1932 году, говорится: «Создать сектор языково-литературно-художественный с секциями: 1)марксистско-ленинского учения о языке; 2) художественной литературы, театра, музыки и изобразительного искусства». (7) В этот период коллегами Березина по сектору были первый мордовский композитор Л.П. Кирюков, писатели Никул Эркай и Я.П. Григошин, известнейшие сейчас в республике деятели искусства, а тогда совсем ещё молодые и начинающие. Объединяло их общее желание поднять культуру мордовского народа.
Институт стал центром, где рождались и воплощались в жизнь идеи по развитию изобразительного искусства. Художников в крае было мало, естественно не было ни групп, ни творческих союзов. Начинать надо было с нуля. Уже через месяц после организации сектора по институту был издан приказ о подготовке областной художественной выставки и созыва I съезда художников Мордовии: «Для этой цели собрать все лучшие произведения живописи, скульптуры художников и скульпторов Мордовии»; разрабатаны условия первой художественной выставки и «Воззвание ко всем рабочим, колхозникам, членам профсоюза, учительству, учащимся, Ленинскому комсомолу и пионерам». В нём подчёркивалась необходимость проведения первой художественной выставки в Мордовии и объединения всех художественных сил в единый союз: «При объединении этих сил мордовское изоискусство может и должно встать в ряды изоискусства других национальностей, приложить свою творческую энергию в поток могучего расцвета национального по форме и социалистического по существу искусства». (8) В январе 1934 года выставка состоялась и в ней приняли участие семь художников.
В конце года прошёл конкурс эскизов и картин мордовских художников в честь пятилетия Мордовской автономной области, в котором участвовали уже около 30 художников, а на выставку прошли работы 14 мастеров. Березин не только принимал самое живое участие в организации выставок, но и показывал на них свои произведения. Вот что пишет о конкурсе директор Института мордовской культуры Галаев: «Художник Березин В.А. дал эскизы, в которых отражает жизнь эрзи вчера и сегодня. Можно не соглашаться с преувеличенной экзотической гаммой красок, какой он трактует сюжеты, но нельзя не отметить, что Березин пишет радость Мордовии в её повседневной жизни, где мордва празднично ярка. В переходах к настоящему Березин от экзотики переходит к более живописным цельным гаммам. Во всяком случае, художник Березин ставит себе серьёзную задачу отражения Мордовии в картинах». (9) Институт учредил семь премий для участников конкурса, две самые значительные — по 500 рублей, получили Ануфриев и Березин.
В декабре этого же года в Саранске прошёл Первый съезд Советов, на котором мордовская область была преобразована в автономную республику. К этому важному событию была приурочена художественная выставка. Так же, как и съезд, она проходила в только что отстроенном здании комвуза (ныне корпус МГУ им. Н.П. Огарёва на ул. Советской) и привлекла горячее внимание делегатов и гостей съезда. Таким образом, в течение 1934 года в Саранске прошли три художественные выставки. Они подготовили почву для проведения первой широкомасштабной республиканской выставки, которая состоялась в 1935 году.
В институте, помимо выставочной деятельности, Березин вёл большую работу по организации изокружков в городах и сёлах Мордовии. Сведения о них стекались в институт, в архивах которого и сейчас можно найти списки людей молодых и уже в возрасте, потянувшихся в эти трудные, и в то же время романтически-приподнятые годы, к искусству.
Ещё одно направление деятельности было у Березина в институте: собирание и обработка материалов, относящихся к мордовскому народному искусству. В 1934 году вместе с сотрудником Академии наук Н.И. Гаген-Торн, приехавшей из Ленинграда, он совершил научные экспедиции в Кочкуровский и Теньгушевский районы. Позднее его направили в научную командировку в Москву и Ленинград, где он вновь встречался с Гаген-Торн.
Виктор Александрович был глубоко неравнодушным человеком и в культурное строительство этих лет вкладывал весь свой энтузиазм и силы. Саранск стал для него родным городом, и Березин старался по мере возможности внести лепту в формирование облика нового социалистического города. Художника возмущает грязь, поломанные заборы и то, что многое делается как-нибудь: «14 лет я живу в Саранске. Конечно, у города есть плюсы – это строительство больших зданий. Но и здесь уже привычка «как-нибудь» начинает портить стены. Я говорю о здании комвуза, где на прекрасном фасаде приклеили дешёвый медальон с подобием портрета Карла Маркса. Эта дешевизна не гармонирует со стилем здания, вызывает иронию по адресу строителей и понижает уважение массы к величию изображаемого лица. Такая же история с памятником Ленину. Избран также дешёвый путь. Саранск должен быть центром и средоточием национальной по форме и социалистической по содержанию мордовской культуры. Это мы должны подчёркивать во всех мероприятиях по оформлению города. Однако и этого не делаем». (10)
В архиве Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве РМ (в прошлом Институт мордовской культуры) практически отсутствуют документы, свидетельствующие о работе Березина. Даже приказы по кадровым вопросам, в которых упоминался Виктор Александрович, скорее всего, уничтожены после его ареста в 1938 году. Поэтому неясно, почему столь незначительный срок он проработал в институте, из которого был уволен в 1935 году. Возможно, причиной этого стала критика работы института, развёрнутая, в том числе, и на страницах газеты «Красная Мордовия». Корреспондент С. Зуев пишет: «Следует ещё отметить работу художника Березина. Как и большая часть работников, он тоже делает вид, что работает: собирал снимки с работ скульптора С.Д. Эрзи, образцы эрзянских вышивок, достал воспоминания доктора Сутеева об С. Эрзя, сам написал воспоминания, но к разработке и систематизации собранного не приступал. По нашему мнению, этого за два года слишком мало. Нужно прямо сказать, что мордовское национальное искусство ничем не обогатилось от того, что Березин два года работает в институте». (11)
После ухода из института Березин вновь устроилсяся на работу в артель «Художник», которая была создана в 1920-х годах при непосредственном его участии. Занимался оформлением города – писал вывески, афиши, номера домов, лозунги и плакаты к праздничным дням. Этим и зарабатывал на жизнь, а для души — живопись и деятельное участие в организации Союза художников. Прошло три года после публикации письма Березина, прежде чем 13 мая 1935 года СНК МАССР принял очередное постановление об организации Мордовского отделения Союза советских художников и создании в Саранске студии живописи. Березина утверждили кандидатом в состав оргкомитета Союза художников. Окончательно оформились художники в творческую организацию на первом съезде, который торжественно проходил в Саранске в ноябре 1937 года. Однако Виктора Александровича среди делегатов съезда не было. Незадолго до его открытия был арестован «враг народа» Детцов, а Березина, как его «пособника», исключили из рядов Союза.
Как ни горько было чувствовать себя отверженным, в душе Виктор Александрович всё-таки радовался тому, что дело по организации Союза художников сдвинулось с мёртвой точки, а значит и студия может скоро открыться. Для неё городские власти долго не могли подыскать помещение. Съезд художников в своей резолюции от 18 ноября записал: «Для повышения квалификации художников-профессионалов и самоучек съезд обязывает правление Союза добиться к 15 декабря 1937 года открытия в центре республики Саранской художественной студии». (12) Но и эти сроки были сорваны. Бюро Мордовского обкома ВКП(б) на своём заседании от 20 апреля 1938 года рассматривало вопрос о 4-ой художественной выставке и её тематическом плане. Один из пунктов протокола гласил: «Предложить председателю горсовета тов. Васильеву обеспечить представление помещения для студии художников не позднее 1 мая сего года». (13) Вопрос этот был решён в духе тех лет; закрыли церковь Иоанна Богослова, что на улице Демократической, и под её сводами разместилась художественная студия. Здесь же 4 декабря 1938 года открылась 4-я художественная выставка. Березин в ней не участвовал, так как уже находился под арестом.
«Враг народа»
Отношения с органами у Березина не сложились с самого начала жизни в Саранске. Слишком неординарной личностью он был: бурная революционная молодость и продолжительная жизнь за границей, неуёмная энергия и государственное мышление, нежелание «плыть по течению» выделяли этого человека из массы горожан. Первый непродолжительный арест произошёл в 1919 году, когда в течение суток Березин был под стражей. В 1921 и 1924 годах в доме у него проводились обыски органами ЧК и ОГПУ. В 1925 году снова арест и допросы. В 1928 году состоялся арест и суд по делу о создании «лжеартели». Это дело прошло все судебные инстанции, вплоть до Пленума Верховного суда СССР. В результате Березин был оправдан. Подробности дела неизвестны. (14)
В 1930 году вновь арест. В эти годы довольно часто возникали стихийные выступления крестьян и рабочих, недовольных Советской властью. Вместе с виновными арестовывали и всех «неблагонадёжных». Во время этого ареста Березина склоняют к сотрудничеству с органами ОГПУ; теперь он находится в тюрьме уже как секретный сотрудник. При общении с арестованными в камерах узнавал необходимые сведения и передавал следователям. В 1931 году его вновь посадили в саранскую тюрьму, и он помог органам разоблачить ряд лиц из Союза охотников, снабжавших кулачество боеприпасами. Вплоть до своего последнего ареста в 1938 году он регулярно информировал ОГПУ-НКВД о встречах и разговорах с людьми, которые могли представлять интерес для органов. Он вёл двойную жизнь, как и в период революционной молодости. Только тогда его поступками руководила идея, сейчас же — страх за свою жизнь, а ещё более – за жизнь своей семьи. Мы не имеем права осуждать Виктора Александровича, тем более, что тайная служба не спасла его от того ада, который ему подготовили вчерашние покровители.
Его арестовали 4 февраля 1938 года. Две недели не вызывали на допросы, а потом началось… На первый допрос Березина привели в кабинет следователя 19 февраля в конце дня и длился допрос пять суток без перерыва. Позднее, в своей жалобе Виктор Александрович описал пережитый ужас: «Допрашивали Исайчев и Ефимов по восемь часов подряд. Исайчев с первых же слов стал материться и издеваться, Ефимов вёл корректно следствие. 21 февраля Филиппов нанёс мне 3 удара по темю, по левой щеке и по причинному месту, отчего распухли семенные железы. Предлагали писать о шпионской деятельности. Я отказался. 22 февраля Исайчев привёл какого-то курсанта, который нанёс мне 30 ударов по груди и сонным артериям кулаком. 24 февраля в час ночи меня приводили к Михайлову, который начал гонять меня по комнате и бить доской в 10-15 см. шириной и 100-110 см. длиной. Бил по крестцу, ногам, плечам и рукам. Я досчитал до 75 ударов доской, а потом потерял сознание. При криках от боли мне затыкали фуражкой рот и били кулаками. Приведя в чувство, заставили написать наркому Красовскому, что я обязуюсь чистосердечно рассказать о своей контрреволюционной деятельности. Я написал и меня в 7 часов утра отправили во внутреннюю тюрьму, камеру №9». (15)
На следующий день Березин начал писать, как он сам называл, «повесть о шпионской работе», а список людей, с кем он вёл якобы эту работу, дали следователи. Чтобы ускорить сочинительство и «освежить шпиону» память, его регулярно били. В перерывах следователи заставляли рисовать свои портреты. «Выход один – быть убитым или идти по их желанию. Я предпочёл жить, так как верил и верю, что в Советской власти есть справедливость и мне удастся доказать после свою невинность», — вспоминал позже Березин. Каждый день на допросах «всплывали новые факты» и роман приходилось дописывать. Так 13 апреля от Березина потребовали написать о подготовке террористических актов против вождей: «Я отрицал, так как этого не было. Били ужасно». А 29 августа следователь Мишустин предложил ему подписать протокол, в котором было сказано, что Березин являлся председателем комитета партии социал-революционеров Саранска и комитет замышлял различные контрреволюционные действия. Когда Березин отказался подписывать, его перевели в кабинет Эдельмана и оба следователя, Мишустин и Эдельман, под звуки фокстрота, льющиеся из радио, начали избивать арестованного. «Я не сопротивлялся. 5 раз я терял сознание, отливали водой и пугали, что всё равно убьют. Пошла кровь из лёгких, надломили 3 ребра в правом боку… Я подписал нелепый протокол». Принимать издевательства со стороны Эдельмана было особенно обидно, так как именно с ним Березин встречался как секретный сотрудник, выполнял его задания и ему направлял письменные отчёты. Тогда Эдельман был доволен его работой, но сейчас не щадил.
В ходе следствия у Виктора Александровича неоднократно возникали мысли о самоубийстве. Об этом он писал Галине Фёдоровне: «Я 23 февраля хотел выброситься из окна на панель Советской улицы. Приготовил всё, написал записку тебе и детям, что нет сил выносить эти пытки… Но Ефимов помешал. 14 апреля я хотел также выкинуться в окно, но удалось увидеть тебя, выходящей из сберкассы на перерыв домой и обратно вечером в 4 часа выходящей с работы. Так видел тебя 15 и 16 апреля. Это влило мужество и я живу».
Осенью 1938 года мученьям Березина в саранских застенках пришёл конец. Особым совещанием он был осуждён за контрреволюционную деятельность на 8 лет лагерей. Срок отбывал в Пермской области, откуда однажды и пришло письмо в Саранск, из которого Галина Фёдоровна узнала обо всех страданиях мужа и сразу же приступила к решительным действиям. Она пишет жалобы в Москву, Берии и Калинину, свято веря в справедливость Советской власти и в то, что только отдельные её представители самолично творят беззаконие: «Вся история обвинения и осуждения В.А. Березина, учинённая Эдельманом и его друзьями, представляет собой отвратительное судилище, угодное только врагам советского государства, а отнюдь не советский суд, решения которого основаны на фактическом материале». (16)
В лагере Березин не опускает руки и тоже направляет жалобы в различные инстанции. Он добивается пересмотра дела и в феврале 1940 года его переводят в Саранск. К тому времени некоторые следователи во главе с Эдельманом были сами осуждены как враги народа и пересмотром дела занимались другие люди. В итоге 12 апреля 1941 года Виктора Александровича оправдали, и он был выпущен из тюрьмы. Ему было 55 лет. Потерянное здоровье и горькие воспоминания не позволяли в полной мере радоваться свободе. И всё-таки он был счастлив вернуться к полноценной жизни. Его восстановили в рядах Союза художников Мордовии, а в апреле 1944 года избрали председателем правления Союза. Шла война, поэтому наряду с творческими вопросами приходилось решать чисто бытовые задачи: выделение одежды и обуви малообеспеченным художникам, распространение облигаций фонда обороны. Но вот наступил май 1945-го и на заседании правления, которое проходило под председательством Березина, слушался вопрос: «О необходимости готовиться ко Дню Победы, так как остались считанные дни до окончательного разгрома немцев. Постановили: немедленно включиться в работу и дать соображения по оформлению города. Поручить разработку проектов художникам, разбив город на отдельные участки». (17) Жизнь стала налаживаться: закончилась война, дети выросли, уходили в прошлое тюрьма и лагерь, приближалось шестидесятилетие.
Однако не суждено было дожить Виктору Александровичу до юбилея. 27 сентября 1945 года он поехал с группой охотников на облаву волков. На обратной дороге в Саранск, близ села Татарская Тавла грузовик перевернулся. Из 16 человек, находящихся в машине, сильнее всего пострадал Березин. На подводе его повезли в город, но многочисленные травмы вызвали внутреннее кровоизлияние и по дороге он скончался. Об этой трагической истории мы узнали из письма, которое хранится в архиве Ф.В. Сычкова. Как оказалось, Федот Васильевич выразил соболезнование родственникам Березина по поводу его кончины, а спустя некоторое время М.А. Березин написал в Кочелаево, рассказав о последнем дне жизни брата. (18) Этот факт говорит о том, что Березин был хорошо знаком со старейшим художником Мордовии, избранном в 1937 году Почётным членом СХ МАССР на Первом его организационном съезде.
Художник
Творческое наследие В.А. Березина так же интересно и многогранно, как и его личная судьба. Большая часть работ хранится в Республиканском краеведческом музее, в котором когда-то директорствовал Виктор Александрович; две картины находятся в музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Анализ произведений позволяет судить о Березине как о разностороннем художнике, который работал во всех видах изобразительного искусства (живописи, графике, скульптуре), проявлял интерес к разнообразным стилям (реализму, абстракционизму, примитивизму). Как говорилось выше, Березин получил художественное образование в 1910-х годах в Париже. «Парижская школа» этих лет представляла собой группы художников самых разных направлений, влияние которых испытал на себе и Березин.
Самая ранняя из известных работ – эскиз росписи театра «Симфония революции» (бумага, акварель, тушь. МРОКМ им. И.Д. Воронина. НВФ 1887/51), датирована 1921 годом. Эскиз выполнен в абстрактной манере и представляет композицию из цветовых и линейных импровизаций без сколь-нибудь определённо выраженного содержания. Её задача, как и в целом абстрактных произведений, пробуждать мысль, вызывать эмоциональный эффект. О «Симфонии…» пишет И.Д. Воронин: «Здание кинотеатра «Художественный» ещё во время гражданской войны переоборудовано под драматический театр, а в 1921 году фойе театра было оформлено художественной росписью местного художника В.А. Березина, изображавшей «революционную симфонию». (19) Роспись является примером агитационно-массового искусства, которое встало на защиту революции в первые годы Советской власти. Это была эпоха революционного авангарда, теоретики которого считали, что имеет право на существование только то искусство, которое становится действенным орудием по переделке мира. В тот период язык авангарда оказался ближе бунтарскому духу народных масс, чем любые традиционные формы искусства, ассоциирующиеся в сознании русского пролетариата с буржуазным бытом. Абстракционисты, наряду с кубофутуристами, оформляли праздничные демонстрации, улицы, вели поиск языка искусства будущего. Основоположник абстрактного искусства В. Кандинский в эти годы возглавлял Институт художественной культуры. Таким образом, роспись Березина является ярким отражением искусства революционного времени. О Березине и его росписи также упоминает московский искусствовед Е.М. Костина: «В первые годы Советской власти в Мордовии появились новые художники, которые приехали работать в Саранск. Некоторые из них принесли с собой формалистические веяния. Так, с 1919 года в Саранске начал работать художник В.А. Березин. Принимая участие во всех культурных мероприятиях, проводимых государственными и общественными организациями, он, вопреки своим субъективным намерениям, в своих работах явился выразителем вырождающегося упадочного искусства Запада. Его росписи-фрески в фойе Саранского драматического театра носили ярко выраженный формалистический характер. Отвлечённые и надуманные по своему содержанию (достаточно привести их названия: «Драматический этюд», «Лунная соната»), резкие и условные по своим цветовым сочетаниям, они удовлетворяли лишь безудержную и беспредметную фантазию самого художника, были далеки от жизни и чужды широким массам». (20) Идеологическая ангажированность этого анализа налицо. Книга была издана в 1958 году и абстрактное искусство, воспринятое Березиным в Париже и привнесённое на мордовскую почву, иначе как формализмом советским искусствоведом названо быть не могло. Фрески украшали театр недолго, ибо уже в 1920-е годы в Советском Союзе началось наступление на авангард. В 1922 году художники-реалисты, объединившиеся в Ассоциацию художников революционной России, в своей декларации писали: «…Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию перед лицом мирового пролетариата».
Думается, Березину не пришлось кардинально перестраивать свои взгляды на изобразительное искусство, ибо его творчество в основе своей базировалось на реалистической школе, и обращение к абстракции было данью времени и естественным желанием творческой личности к экспериментированию. Так же, как В. Кандинский, он мог бы сказать, что «беспредметная живопись не есть вычёркивание всего прежнего искусства, но необычайно и первостепенно важное разделение старого ствола на две главные ветви, без которых образование кроны зелёного дерева было бы немыслимо… Утверждение, что я хочу опрокинуть здание старого искусства, всегда действует на меня неприятно. Сам я никогда не чувствовал в своих вещах уничтожение уже существующих форм искусства: я видел в них ясно неизбежный дальнейший рост искусства».
Именно в реалистической манере выполнен архитектурный пейзаж Саранска с видом Спасского собора («Саранск строится». Холст, масло. НВФ 38. МРОКМ им. И.Д. Воронина), который можно датировать 1920-ми годами (в 1932 году собор был разобран). Эта работа является примером эмоционально-колористической живописи. В начале ХХ века она развивалась по нескольким линиям (фовизм, экспрессионизм, символизм), каждой из которых была свойственна своя мера соотношения творческого воображения и впечатлений от жизни; искусство, прежде всего, озабочено выразительностью создаваемой на полотне художественной реальности, наполненной эстетическими эмоциями. Подобную задачу решает и Березин: он исключает светотеневую моделировку формы, объёмно-пространственное построение композиции и воздушную перспективу. Красочный слой наносится на холст текучими мазками, оставляющими нежно-голубые, прозрачно-весенние цветовые пятна. Художник наблюдает реальность и вдохновляется весенним настроением провинциального городка, но в изображение вносит большую цветность и интенсивность красок, чем, может быть, в реальности.
В 1968 году Г.Ф. Березина, уезжая навсегда из Саранска, продала в краеведческий музей эскизы росписи интерьеров гостиницы «Центральная», выполненные Березиным в 1932 году (бумага, акварель, карандаш, 14 ед. хранения. КП 3474/1-14. МРОКМ им. И.Д. Воронина). Документами, говорящими о том, что эти эскизы были воплощены в жизнь, мы не располагаем, но по рассказам (записи были сделаны в 1999 году) старейшего жителя Саранска С.И. Грошева, в конце 1930-х, начале 1940-х годов интерьеры были украшены росписью, напоминающий мордовский орнамент. Судя по эскизам, художник использовал национальные мотивы как в отдельных элементах композиции, имеющих форму мордовских украшений, так и в общей цветовой гамме, характерной для мордовской вышивки. Виктор Александрович хорошо знал мордовское народное искусство, работая в НИИМК, собирал и систематизировал памятники народной культуры. Несомненно, это был один из самых ранних опытов использования мордовского орнамента для украшения общественных зданий. Эскизы свидетельствуют о понимании автором той значимости народного искусства, которое оно имеет для развития культуры народа в целом и формирования его самосознания. Об этом художник пишет в своём «Письме в редакцию»: «Между тем, в глубинах мордовской жизни чрезвычайно много предпосылок к развитию и созданию самобытного мордовского искусства, которое до сих пор находится в дремлющем состоянии, и нет стимула, нет, просто выражаясь толчка, который бы пробудил эту жизнь. А эта жизнь необходима…» (21 )
Пробуждению жизни, подъёму национального самосознания, по мнению Берзина, могло способствовать обращение профессиональных художников к темам мордовского фольклора, жизни и быта мордовского села. В 1930-е годы он вместе с другими художниками Мордовии, а также Казани, активно приступает к разработке мордовской национальной тематики. Упоминание о подобных работах мы находим в статье директора НИИМК Галаева (22). Там же автор пишет: «Облмузей покупает картины художников Ануфриева и Краснова, следует приобрести и картины художника Березина». Однако в фондах краеведческого музея картины Березина с национальной тематикой отсутствуют, так как были списаны в конце 1950-х за ненадобностью. (23) В списке значатся девятнадцать произведений (!) Виктора Александровича, которые мы и не надеялись увидеть. Но вначале 2000-х создаётся Музей мордовской народной культуры (на правах отдела МРМИИ им. С.Д. Эрьзи), в фонды которого передаются экспонаты филиала краеведческого музея «Макаровский погост». Среди них оказались две работы Березина из списка – «Коня наряжают» (1930-е гг. ,картон,гуашь, 43,3 х 55, №739) и «Коня ведут по улице» (1930-е гг., картон, гуашь, 57,5 х69,5, №719). Была ещё и третья работа – «Коня выводят за село»; все вместе они составляли триптих о весёлом аграрном празднике эрзян «Тундонь ильтямо» («Проводы весны»), в центре которого было чучело коня, олицетворяющего весну. Начав своё существование как объект поклонения, пройдя через обрядовые земледельческие праздники, ряженье конём и чучело коня дошли до гуляний и сельских праздников 1930-х годов как элементы весёлых театрализованных представлений. Несомненно, произведения выполнены на основе натурных наблюдений в одном из эрзянских сёл. В них ощущается интерес автора к наивному искусству. Искренние чувства, которые испытывал Виктор Александрович к мордовскому народу, его традициям органично воплотились в художественной форме «неучёного» искусства, подчёркивающего архаику мордовского обряда.
В различных источниках упоминаются работы 1930-х годов — «Председатель колхоза», «Пензенские гуси, «Поединок», а также картина «Лыжники» 1943 года. Местонахождение их неизвестно.
В книге Е.М. Костиной мы находим рассказ о Березине как о скульпторе: «В конце 1930-х годов в изобразительном искусстве Мордовии появилось и несколько скульптурных работ. Отсутствие в республике кадров скульпторов и насущная потребность в них заставляла живописцев переключаться на эту работу. В 1936 году в городском парке Саранска был установлен памятник В.И. Ленину работы М.Г. Манизера. Постамент и пять барельефов на нём, изображающих различные моменты из жизни Владимира Ильича, были выполнены художником Березиным уже в более реалистическом плане, нежели его ранние живописные работы». (24) По газетным материалам тех лет выяснилось, что эту работу Березин выполнял совместно с молодым скульптором Г.Г. Боляевым, уроженцем села Бутырки Ардатовского района. Боляев обучался в Академии художеств, но ранняя смерть (в январе 1937 года) прервала его жизненный и творческий путь. Некролог, напечатанный в газете «Красная Мордовия» подписали Березин, Ермилов, Хрымов и Касьянов. (25) Барельефы, выполненные из гипса, не сохранились до наших дней (по некоторым сведениям они находятся в корпусе №4 МГУ им. Н.П. Огарёва), а постамент сложной композиции с пятиконечной звездой в основании по сей день возносит образ Ленина над центральной аллеей парка.
В 1934 году Виктор Александрович принял участие в разработке памятника стратонавтам. Его планировалось установить на месте гибели героев – близ деревни Потижский Острог в Инсарском районе Мордовии. Проект Березина был принят Президиумом Облисполкома. В рецензии сотрудника НИИМК Ф. Чеснокова сказано: «Памятник будет служить увековечиванию нашей эпохи, эпохи бурного роста социалистического строительства, эпохи борьбы за овладение высотами науки и техники. Он выражает мысль, что бой за стратосферу идёт непоколебимо ещё с большей энергией вперёд. В этот бой включается новая армия борцов…» (26) Эту новую армию в композиции символизировала группа юношей-авиамоделистов с самолётами в руках, а идея «непоколебимого боя» за стратосферу выражалась в спиралеобразной форме обелиска, устремляющегося ввысь и заканчивающегося электрическим факелом. Форма соответствовала основному постулату диалектического материализма (развитие идёт по спирали) и напоминала знаменитую Башню Татлина (Памятник Третьему Интернационалу) – культовое произведение русского авангарда. Композиция памятника включала и элемент скорби по погибшим героям – часть стратостата в виде усечённого полуцилиндра с именами и портретами погибших.
Памятник так и не был установлен в Инсарском районе, скорее всего потому, что Потижский Острог – это глухое место, до которого было трудно добраться, а монументы такого рода предназначены воспитывать широкие массы людей. Там же его могли видеть лишь несколько сот местных жителей. Здравый смысл восторжествовал, да и денег лишних не было в республике, так как из общей сметы в 25 тысяч рублей 15 тысяч давал Центральный Совет Осоавиахима СССР, а 10 тысяч – Мордовия.
В 1940 году руководство республики вновь вернулось к вопросу установки памятника героям-стратонавтам, но уже в Саранске. Рассматривались проекты московских скульпторов, а предложение Березина осталось «под сукном», так как автор находился в заключении. На этот раз осуществлению задуманного помешала Великая Отечественная война. Лишь 30 января 1963 года в Саранске торжественно был открыт монумент, авторами которого являются скульптор А.А. Письменный и архитектор А.Н. Душкин. Памятник увековечил подвиг Павла Федосеенко, Андрея Васенко, Ильи Усыскина и стал символом столицы Мордовии, гордо «взлетев» над площадью железнодорожного вокзала. Несколькими годами раньше, в 1959 году в селе Усыскино(в прошлом- Потижский Острог) Инсарского района МАССР был сооружён скромный, пятиступенчатый обелиск. Проект В.А. Березина так и остался лишь на бумаге.
Спустя годы начинаешь особенно ясно осознавать тот размах и смелость, которые отличали начинания В.А. Березина в области изобразительного искусства, яркость и противоречивость его натуры. В 2000 году в нашем музее состоялась историко-культурологическая выставка «Под солнцем радостной эпохи…», посвящённая искусству Мордовии 1930-1950-х годов. Подготовительная работа к ней заняла не менее двух лет и дала импульс к поиску материалов о художниках того времени, позволила осветить тему репрессий в их рядах. (27) Экспозиция выставки включала не только произведения изобразительного искусства, но и стенды с документами, повествующими о величии и ужасе сталинской эпохи. Собранный материал позволил вернуть в историю художественной жизни республики доброе имя В.А. Березина, в первую очередь, благодаря публикациям: большая статья о нем вышла на страницах газеты «Мордовия – 7 дней» (28), в энциклопедии «Мордовия» напечатана биографическая справка (29). Организация выставки позволила отреставрировать живописные работы художника. В начале 2000-х годов мне представлялось, что тема на этом исчерпана.
Внук
Прошло 15 лет, как вдруг в 2015 году автор этих строк получила письмо из Керчи от В.А. Анисимова, в котором он сообщал, что является внуком В.А. Березина, сыном Эрики Викторовны: «Собирая материал об истории своей семьи, узнал, что Вы занимались творчеством моего деда. Буду очень благодарен, если Вы вышлите копии имеющихся материалов… Если кого-то заинтересует, у меня сохранился небольшой архив: наброски к картинам, стихи, письма, фотографии и одна из его картин». (30)
Так начался новый этап работы по изучению наследия В.А. Березина и уточнению биографических сведений. Вячеслав Александрович прислал более 40 электронных изображений эскизов, этюдов и набросков. Среди них следует отметить ряд портретов, мастерски выполненных в карандаше, фигуры пляшущих эрзянок, сюжетные композиции на тему сельских праздников, охотничьи натюрморты с дичью (всё — цветной карандаш). Среди присланных изображений оказались эскизы постамента для памятника В.И. Ленину и эскизы оформления первого и второго этажа Комвуза (ныне корпус №4 МГУ). Всё присланное вызывало несомненный интерес и хорошо соединялось с образом художника, сложившимся в ходе изучения «мордовского» наследия». Но одно изображение удивило: в Керчи хранится картина, по стилю не похожая ни на что другое у В.А. Березина. На фоне цветущего дерева изображены две молодые женщины, одна с европейской, а другая с африканской внешностью. Выражения лиц и жесты рук передают трепет нежного участия героинь друг к другу. Картина датируется 1917 годом, выполнена в экспрессионистической манере и скорее всего, является подражанием Модильяни, кумиру парижской богемы 1910-х годов.
В электронных письмах Вячеслав Александрович рассказал о себе и судьбах своих родственников:
Березин Владимир Александрович (? — 06.1941) — средний брат Виктора Александровича. Был кадровым военным, дослужился до звания майора. Погиб вместе с семьёй в Брестской крепости в первые дни войны.
Березина (Казанская) Глафира (Галина) Федоровна — жена Виктора Александровича. Родилась 30 апреля (16 апреля ст.с.) 1900 года в г. Лодзь (г. Седлец?) в семье священнослужителя. В 1915г переехала в Саранск, где в 1917 окончила гимназию и получила звание домашней учительницы. В июне 1918 года поступила журналисткой в комиссию почт и телеграфа, затем работала машинисткой в различных учреждениях, экономистом. В 1922 году вышла замуж. В 1923 году родился сын Мстислав, в 1926 — дочь Эрика. В 1956 году вышла на пенсию. В 1970 году переехала из Саранска в Ейск, к дочери. Умерла в 1974 году.
Березин Мстислав Викторович – сын Виктора Александровича. Родился 16 мая 1923года. Увлекался техникой, был инструктором ОСОАВИАХИМа. В 1941 году был призван на фронт. Погиб в 1944 году, похоронен в Житомире.
Березина (Анисимова)Эрика Викторовна – дочь. Родилась в Саранске 17 февраля 1926 года. Там же пошла в школу. В декабре 1946г вышла замуж за Анисимова Александра Павловича, офицера ВМФ и уехала Мурманск по месту его службы. В 1949 году родился сын Александр, в 1958 — Вячеслав. Посвятила себя семье. С 1969 года проживала в городе Ейске. Скончалась 14 января 2004 года.
Анисимов Вячеслав Александрович, родился 20 января 1958 года в Мурманске. Жил с родителями в Свердловске, Саранске, Днепропетровске, Каменск-Шахтинске, Ейске. В 1974 году закончил Ейский морской рыбопромышленный техникум. По распределению был направлен в Керчь на Аршинцевский рыбообрабатывающий завод. Проживает в Керчи. Женат, имеет двоих детей.
Несмотря на многочисленные переезды и исторические катаклизмы в нашей стране, семья сохранила не только память о Викторе Александровиче, но и богатый архив. Возможно, пришло время передать его в фонды музеев Мордовии, и тогда будущие исследователи смогут явственнее представить личность В.А. Березина – революционера, художника и общественного деятеля.
Примечания.
- Культурное строительство в Мордовской АССР. Сборник документов. Часть первая (1917-1941 гг.). Саранск. Мордовское книжное издательство. -1986. –Стр.261-290.
- Костина Е.М. Изобразительное искусство Советской Мордовии. Мордовское книжное издательство. Саранск. – 1958. Стр. 8-9.
- Архив УФСБ РФ по РМ. Д. 3566-с.
- Газета «Красная Мордовия» от 12 апреля 1932 г.
- Культурное строительство в Мордовской АССР. Сборник документов. Часть первая (1917-1941 гг.). Саранск. Мордовское книжное издательство. 1986. –Стр.261-290.
- Газета «Красная Мордовия» от 6 сентября 1932 г.
- Культурное строительство в Мордовской АССР. Сборник документов. Часть первая (1917-1941 гг.). Саранск. Мордовское книжное издательство. 1986. –Стр.261-290.
- Там же.
- Газета «Красная Мордовия» от 30 ноября 1934 г.
- Газета «Красная Мордовия» от 26 ноября 1934 г. «Саранск должен быть чистым и красивым».
- Газета «Красная Мордовия» от 14 июля 1935 г. «О работе одного сектора».
- Культурное строительство в Мордовской АССР. Сборник документов. Часть первая (1917-1941 гг.). Саранск. Мордовское книжное издательство. -1986. –Стр.261-290.
- Там же.
- Архив УФСБ РФ по РМ, д. 3566-с.
- Там же.
- Там же.
- ЦГА РМ, ф. 1292, оп. 1.
- Архив МРМИИ им. С.Д. Эрьзи. Фонд Сычкова Ф.В., оп. 1, д.1, л.7.
- Воронин И.Д. Саранск. Историко-документальные очерки. – Саранск. Мордовское книжное издательство.
- Костина Е.М. Изобразительное искусство Советской Мордовии. — Саранск. Мордовское книжное издательство. 1958. Стр. 8-9.
- Газета «Красная Мордовия» от 12 апреля 1932 г.
- Газета «Красная Мордовия» от 30 ноября 1934 г.
- «Список картин из фондов Мордовского республиканского краеведческого музея, списанных из фондов». ЦГА РМ, рр. 1112, оп. 1, д. 71, лл. 35-37.
- Костина Е.М. Изобразительное искусство Советской Мордовии. — Саранск. Мордовское книжное издательство. 1958. Стр. 8-9.
- Газета «Красная Мордовия» от 11 января 1937 года.
- ЦГА РМ, ф. Р-238, оп.7, д.6.
- Осянина Н.С. Репрессии 1930-х гг. и художники. // Репрессии в Мордовии 1930-х гг. и их последствия. Материалы респ. Науч.-практ. конф. / МГУ им. Н.П. Огарёва. – Саранск, 2004. – Стр. 181.
- Осянина Н.С. «Эсер-максималист». Газета «Мордовия-7 дней». №46 от 10 ноября 1999 г.
- Мордовия. Энциклопедия в двух томах. Том 1. – Саранск. Мордовское книжное издательство. 2003. Стр. 159.
- Письмо находится у адресата.