20 марта в рамках проекта «Глаголы Незакатной Красоты» состоялся необычный мастер-класс для ребят, входящих в группу «художники». Особенность заключалась в том, что проходил он под сводами кафедрального Свято-Фёдоровского собора, что стоит на центральной площади Саранска. Это первый подобный опыт как в музейно-педагогической работе нашего музея, так и в деятельности просветительской службы храма.
Храм был освящён в 2006 году и со времени его открытия ребята, конечно, заходили вместе со взрослыми под его своды, но впервые для них была организована экскурсия, которую провела заведующая библиотекой Евгения Петровна. И ребята и взрослые внимательно осмотрели парадный зал храма, посетили крестильню, библиотеку, ризницу, конференц-зал, а в трапезной отведали чаю с пряниками. Мастер-класс решено было провести на хорах — открытой галерее с западной стороны, где во время службы размещаются певчие. Здесь мы не отвлекали прихожан своей необычной для храма деятельностью, да и ребятам было спокойнее, они не смущались, вели себя просто, сосредоточив внимание на рисунке. Темой мастер-класса был интерьер православного храма, а что именно нарисовать — школьник выбирал самостоятельно. Руководил мастер-классом заслуженный художник Республики Мордовия Анатолий Иванович Кияйкин, в творчестве которого тема православия занимает особое место. Ферапонтов монастырь, Соловецкий монастырь, Успенский собор Московского Кремля можно увидеть на его картинах. Будучи прекрасным рисовальщиком, Анатолий Иванович грамотно направлял ребят в ходе мастер-класса, удивлялся, насколько быстро и мастерски семиклассники выполняли задание.
Первые шаги в храме — самые трудные, особенно для подростка. Боязнь сделать что-либо не так, вызвать неудовольствие взрослых сковывают. Чувство неловкости, испытанное в храме, порою не позволяет вновь перешагнуть его порог. Наши ребята любят и могут рисовать, поэтому мы выбрали искусство в качестве проводника по дому Божиему. Через царящие в храме красоту и гармонию, увиденные ребёнком и запечатлённые в собственном творчестве, сам храм станет ближе и понятнее.
Как хорошо, как спокойно работалось юным художникам под сенью православного храма! Они словно находились под покровом, защитой Богоматери, ибо своды над хорами украшены фресками на сюжеты из жизни Девы Марии, а над самыми головами ребят сияла роспись «Покров Пресвятой Богородицы».
Н.С. Осянина