Выставка «Притяжение образа» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Выставка «Притяжение образа»

13 мая в 16:00 в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи (Коммунистическая, 61) открывается выставка двух нижегородских художников, отца и сына, Виктора и Михаила Дуцевых. Экспозиция «Притяжение образа» представит зрителю около 100 работ, созданных авторами в разные годы.

afisha_Dutsev

Тема «Притяжение образа» объединяет произведения Виктора и Михаила Дуцевых. Миниатюрная деревянная скульптура и картины в технике пастели составили пространство их творчества и представляют галерею самых разных образов: природы, истории, города, повседневности, танца и движения, диковинных существ и мифологических животных, женские образы. Сиюминутные и вневременные, они раскрывают общую картину мира двух мастеров – отца – Виктора Сергеевича и сына – Михаила Викторовича.

Миниатюрная скульптура архитектора Виктора Сергеевича Дуцева - El fenómeno es inusual y no es característico de la tierra Nizhny Novgorod,ru,Y a veces las fachadas de las casas de granel grande son pintorescas y de múltiples capas en las pinturas del artista,ru,mostrando la ciudad desde arriba,ru. Его работы одновременно причудливы и до­ступны, фантастичны и понятны. Они тепло воспринимаются, потому что выполнены с надеждой на полное доверие и взаимопонимание. В этих деревянных фигурках слились воедино традици­онные для русской народной игрушки материал и рас­тительный орнамент, восточный колорит, заданный мелким масштабом и легкой ироничностью мироощу­щения, а также некоторые черты, продиктованные эстетикой модерна.

rpt

DSCN4091 DSCN4398 DSCN4449

И все это надо рассматривать, по словам, автора, прежде всего, как «архитектурный эксперимент». Опыт работы архитектором задал установку на поиск объемно-пространственной композиции, гармонии между частью и целым, отдельными декоративными элементами и общей формой произведения, игру с масштабными характеристиками и природными свойствами материала.

Можно условно выявить разные направле­ния творчества автора. Первое обозначено влиянием японской и китайской миниатюрной скульптуры. Это «обтекаемые», осязаемые, вос­принимаемые на ощупь и в любом ракурсе фигурки: играющие котята, задумчивые обезьяны, отдыхающая в цветах крыса…

Однако традиционный для нижегородской резьбы и росписи цветочный орнамент придает рабо­там иную адресность и корреспондирует к следующему направлению – подлинно российским игрушкам: бога­тыри на конях, довольные, статичные коты и свинки, ведущие свой род от ярмарочных копилок.

Прорезная и динамическая скульптура – попытка «оживить» игрушку, заставить ее двигаться, заглянуть и посмотреть, что у скульптуры внутри. Работы этого направления отмечены изысканной орнаментикой, восходящей к модерну, плавной, лекальной криволинейностью форм. К нему относятся крупные фантастичные скульптурные изображения рыб, носорогов, слонов, а также театрализованных танцовщиц и вакханок.

И все это объединено цельным мировосприятием автора, обозначенным девизом: «Мир чудесен в своем разно­образии»!

Картины Михаила Дуцева объединяет многоплановое образное начало, в котором слились воедино природа, история и человек. Раскрытые в нескольких художественных темах, эти образы притягивают своей подлинностью, эмоциональностью и цельностью.

Весна в городе. 2010 г. Б., пастель. 70х70 Радость повседневного. 2018. Б., пастель. 70х70 Цикл Жизнь окон. Повседневность. 2019 г. Б., пастель. 70х70

Рассказывая о родном городе в своих пейзажах, художник неоднократно подчеркивает, что для него интересны не только и не столько знаковые места, открыточные виды, которыми богат Нижний Новгород. Михаила привлекают образы повседневности, в которых он видит живую тему для творчества: старые дворы в историческом центре, сохранившиеся аллеи некогда густых садов, а подчас и фасады крупнопанельных домов – живописные и многослойные на картинах художника. А потом эти простые мотивы возвращаются в жизнь, начинают привлекать внимание, становятся притягательными.

Образ пространства-времени особо прочитывается в отдельной серии работ, показывающей город сверху. Увиденные из окон девятого этажа ННГАСУ крыши старого Нижнего Новгорода подчеркивают архитектурный подход автора к прочтению облика города.

Зимний день. 2004. Б., пастель. 70х60

Михаил Дуцев говорит: «Старый город (и город как таковой, сквозь века) пластичен, так как одновременно включен в контекст истории и пространство художественного толкования. Пластичен, как пластична природа, сосуществующая с архитектурой и людьми. И в этом плане для меня дом, постройка, заросший двор или простор панорамы – ближе и понятнее, поскольку без слов могут «сказать» более емко и точно, чем человек».

Еще более поэтично образ природы раскрывается в пейзажах, сделанных на Кезе. Обрывистый берег реки; поле, несколько раз меняющее свой цвет на протяжении короткого лета; бескрайнее небо; отраженные в воде деревья; лес – постоянные источники вдохновения для художника. Ранняя весна, когда все прозрачно в своем расцвете, и поздняя осень, когда все живописно в своем прощании, особенно любимы художником. Именно в это время он видит в природном окружении наиболее богатую и изящную цветовую палитру.

На рассвете. Бабье лето. 2009. Б., пастель. 53х70 Обрыв. Берег реки Кезы. 2002. Б., пастель, сепия, 48х72

Образ танца в картинах М. Дуцева строится на художественном исследовании мотивов движения, наблюдаемого автором в мире пластического театра и современной хореографии. Динамика отображается на плоскости листа особыми художественными приемами, иногда абстрактными. Это и фиксация определенной танцевальной позы, и развевающиеся одежды исполнителей, и преднамеренная недосказанность. Насыщенная цветовая гамма и контрастный свет подчеркивают театральность действия. Точно закомпанованные, фигуры между тем, не перестают «кружиться в танце», словно возвращаясь к авторской композиционной задумке, а не разрушая ее своим движением.

В моменте. 2020. Б., масл. пастель, цветной уголь. 102х72 Цвет и музыка. 2020. Б., пастель. 70х100 Энергия танца. 2019. Б., пастель. 100х70

Пластика живого тела находит свое отражение в женских образах. Пластичные фигуры, освещенные мягким золотистым светом, помещенные в особую атмосферу, воплощают тему притяжения красоты.

Михаил Дуцев работает преимущественно в технике сухой пастели, чаще на тонированной или черной бумаге. Необычно плотные, яркие и живые, работы раскрывают новые возможности материала, добавляя к его родовой воздушности глубину и многослойность. Впрочем, графические средства художника сложнее – это смешанная техника, грунтовка или подмалевок, масляная пастель, уголь, фломастер, oil-stick, растушевка грубой тканью или куском картона.

Создавая городской или деревенский пейзаж, портрет или натюрморт, Михаил Дуцев всегда работает с натурой.

Истоки художественных образов, создаваемых Виктором и Михаилом Дуцевыми, безусловно, общие, несмотря на разные материалы и выразительные средства. Постоянный поиск особой пластики, говорящей живой линии, сочетание мифа и реальности роднит работы двух художников, стирая технические грани между скульптурной техникой отца и графикой сына, как нечто менее существенное, чем общая идея звучания. И это – одна из основ притяжения созданных ими образов: мотивы жизни в их работах узнаваемы и фантастичны, – как сама жизнь.

Анна Гельфонд, архитектор, доктор архитектуры,

заведующая кафедрой архитектурного проектирования ННГАСУ, член-корреспондент РААСН,

заслуженный работник культуры РФ

Скачать пресс-релиз

 

Viktor Sergeevich Duez,tt,Se graduó del departamento de arquitectura de Nngasu y comenzó a enseñar en el Departamento de Diseño Arquitectónico,ru родился в 1956 году в Горьком в семье врачей. В 1978 году окончил архитектурный факультет Горьковского инженерно-строительного института им. В.П. Чкалова. Лицензированный архитектор, автор более 150 проектов генеральных планов и детальных планировок в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. С 1993 года работает в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете (ННГАСУ). Кандидат философских наук, доцент кафедры истории архитектуры и основ архитектурного проектирования. Лауреат всесоюзных, всероссийских и областных выставок художественного творчества 1985 – 1989гг. Персональные выставки: 1987, 1996, 2011, 2014 (Нижний Новгород), 1989 (Москва).

IMG-20220504-WA0017

Михаил Викторович Дуцев родился в 1979 году в Горьком в семье архитекторов. С 1985 по 1996 год занимался в изостудии Дворца детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова под руководством педагогов И.С. Соловьевой и В.А. Сергеева. В 2002 году окончил архитектурный факультет ННГАСУ и начал преподавать на кафедре архитектурного проектирования. С 2002 по 2010 гг. – архитектор проектного бюро «Архитектоника». С 2006 г. – архитектор Архитектурной мастерской ННГАСУ. Доктор архитектуры, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды, профессор кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ, ведущий научный сотрудник отдела проблем теории архитектуры НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ, Москва), член-корреспондент Международной академии культуры и искусства. Член Союза художников России (с 2005 года). Участник многочисленных областных, региональных, всероссийских художественных выставок. Крупные персональные выставки:2014, 2019 (Нижний Новгород), 2015 (Москва).Произведения М.В. Дуцева находятся в собрании Нижегородского государственного художественного музея и в частных коллекциях.

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ