“Призвание” | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Архив

Выставочный зал МРМИИ им. С.Д.Эрьзи (ул. Коммунистическая, 61)

oKcP-7YuIlM (1)

Выставка приурочена к 65-летнему юбилею автора. В экспозицию входит около 80 живописных и графических работ, раскрывающих основные темы и периоды творчества художника.

Владимир Маратович Шанин родился 24 мая 1951 года в Харькове в семье художников М.С. Шанина и Л.С. Шаниной-Трембачевкой. Окончил Харьковский государственный художественно-промышленный институт (1975). С 1974 года активно участвует в республиканских, региональных, всероссийских, международных выставках. Член СХ СССР (1980). Заслуженный деятель искусств Республики Мордовия (2001), Лауреат Государственной премии Республики Мордовия (2008). Произведения хранятся в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, частных коллекциях России. График, живописец, el diseñador,,ru,Ganador del Premio Estatal de la República de Mordovia.,,ru,Graduado del Instituto Estatal de Arte e Industria de Jarkov,,ru,del año, da conferencias en la Escuela de Arte de Saransk que lleva el nombre de F.V.,,ru,De su taller salieron muchos artistas ahora famosos.,,ru,Artista de honor de la República de Mordovia Y.A.,,ru,Anna Vladimirovna Kiushkina - un calendario joven,,ru,se graduó de Saransk Art College el nombre de él,,ru,profesores V.M.,,uk,Miembro del grupo de arte juvenil "HudSovet".,,ru,of the year - participante de exposiciones de arte juvenil en Saransk,,ru, педагог. Всю жизнь плодотворно сочетает творческую деятельность с педагогической, являясь бессменным ведущим преподавателем Саранского художественного училища имени Ф.В. Сычкова.

В. Шанин ведет духовно-философскую линию в развитии современного искусства Мордовии. Главная смыслополагающая и формообразующая черта его творчества ­– философский взгляд на мир. Мастер увлечен библейской мифологией, создает работы глубоко философского, нравственно-религиозного содержания. Их язык метафоричен, смысл ассоциативен и аллегоричен, что соответствует обращению художника к фундаментальным категориям жизни. Это ярко отражается в талантливых офортах и резцовой гравюре (“Христос в пустыне”, “Моление о чаше”, “Христос в доме у Марфы”, 1993).

Мир для художника бесконечен в пространстве, сложен по ощущениям и чувствам. В. Шанин глубоко осмысливает философские и художественные учения Востока и Запада, увлекается философией Н. Бердяева, Е. Блаватской, Рерихов, постигает наследие русского авангарда – В. Кандинского, П. Филонова, К. Малевича, стремится овладеть идеями и техническими приемами сюрреалистов, мастеров стиля модерн. Его влекут задачи изображения подлинной сути вещей, скрытой за видимой оболочкой. Это прослеживается в его графических сериях (“Люди”, 1986; “10 заповедей”, 1989), листах, выполненных в так называемой смешанной технике. В ее основе лежат различные эмульсии масел и тушь, она позволяет вложить в работу огромную информацию, часто сюрреалистического характера (“Демоническое созерцание”, “Грехопадение Евы”, 1993; серияГенезис”, 2012). Работы интересны эффектами фантастического. В Шанин в символической форме передает свои представления об основах бытия, о гармонии человека и мироздания, о духовности и целомудрии (“Благая весть”. 1994; “Рождение Венеры”. 1995).

Особое внимание на выставке привлекают красивые, сложные по цветовым отношениям, тонким или контрастным, произведения, которые составляют фрактальную графику мастера (“Северный пейзаж”, 2001; “Лимон и лилии”, “Чернолесье”, “Долина гейзеров”, 2002; “Река Мокша”, 2004).

Целый раздел выставки посвящен классическим натурным пейзажам, выполненным в акварели и гуаши. Природа России, ее история ­– основная их тема. Вечные российские просторы, чистый образ покоя и святости раскрываются в работахЦерковь Вознесения в Коломенском” (1991), “Нева” (1996), “Зимняя ночь” (2007), “Золотая Волга”, “Сиреневый закат”, “Волга к вечеру”, “Поздняя осень” (2008), “Первый снег. Вечер”, “Начало зимы”, “Оттепель”, “Зябь”, “Лазурные волны Коктебеля” (2009). Акварели пронизаны чувством гармонии и скромной прелести русской природы.

Значительную часть экспозиции занимает живопись. В течение всей творческой жизни мастер работает и в этом виде искусства. В полотнах находят отражение его излюбленные темы библейских сказаний, размышления о человеческой сути, бытии, любви, добре и зле. Как философ, В. Шанин часто обращается к теме женской красоты, что раскрывается в серии живописных полотен, посвященных библейским образам, обнаженной натуре, в ряде портретов современниц. В них художник размышляет о вечной тайне женской притягательности, силе обаяния, характере женщины.

Яркое, самобытное, духовно богатое искусство Владимира Шанина составляет интересную и своеобразную страницу искусства Мордовии и России.

Елена Голышенкова, искусствовед

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ