“Стоит за дверью человек” | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Архив

ММНК (ул. Советская, 19)

Без имени-2 (2)

16 октября в Музее мордовской народной культуры (ул. Советская, 19) состоялось открытие выставки «Стоит за дверью человек» , посвященной памяти живописца, графика, акварелиста Юрия Васильевича Казеева (1.05.1948 – 16.10.2013). На выставке представлено около 100 произведений в жанре пейзажа, портрета, натюрморта.

Ю. В. Казеев окончил Пензенское художественное училище им. К. А Савицкого (1976). В 1980, 1990, 1991 годах Казеев работал на академической даче имени И. Е. Репина СХ РСФСР, где были написаны некоторые пейзажи, представленные на выставке.

В 1994 году Ю. В. Казеев становится членом Союза художников России. В это время им написано много работ, где основополагающая для русского реалистического искусства тема с лирико-поэтической константой решается мастером в двух жанрах – пейзаже и портрете. Он изображает близких ему людей и окружающую природу. Это не только хорошо знакомый автору обжитой уголок земли, которым является для него Саранск, но и вся Мордовия, представленная в городских пейзажах («Улица Советская», 1996), сельских видах («Утро в лесу», 2001, «Деревенский мотив», 2001), небольших бытовых зарисовках. Созданные образы исполнены камерного звучания, особой подлинности. Отсутствие излишнего пафоса в их трактовке обусловлено сосредоточенностью и искренностью духовного переживания автора («Оттепель», 1992).

В. Ю. Казеев всегда был сторонником традиции работы с натуры. Был увлечен передачей сложных переходных состояний времен года, суток («Вечер», 1993, «Весна», 1991, «Пасмурно», 1992, «Сумерки», 1994, «Осенний мотив», 2004). Особым романтическим звучанием наполнены его ночные пейзажи, отличающиеся сложно разработанным холодным серебристым колоритом, передачей эффекта таинственного лунного освещения («Ночь», 1995).

Творчество художника не изобилует большим выбором оригинальных мотивов, эффектных по композиции и технике. Он тихо любуется окружающим миром. Его пейзажи часто отличаются точкой зрения сверху, перспективой и психологической насыщенностью, подразумевающей присутствие человека.

Особый интерес вызывают проникновенные портреты кисти художника. Они выделяются предельной остротой и точностью воспроизведения облика модели, ярким индивидуально очерченным характером, лиричным и конкретным во времени решением. Проблему выражения внутреннего мира человека автор раскрывает в характерных движениях, индивидуальности позы, выразительности жеста и мимики («Портрет коллеги», 1993, «Татьяна», 1994, «Лариса», 1999). Художник портретирует как известных представителей культуры Мордовии («Портрет певицы Нины Марковой», 2007), так и никому неизвестных героев («Валерия», 2007). Но при разнообразии характеров их объединяет общее – воплощение духа нашего времени и отношение автора к нему.

С 1977 года Юрий Казеев является активным участником республиканских, региональных, всероссийских, международных выставок. Наиболее крупные из них – региональная художественная выставка «Большая Волга. Искусство республик Поволжья» (Саранск, 2004), всероссийская выставка-конкурс «Золотая палитра» (Саратов, 2007), международная художественная выставка «Ялгат» в рамках международного фестиваля культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!» (Саранск,2007).

Творчество Ю. В. Казеева традиционно в сущностных принципах искусства и является одной из лирических страниц изобразительного искусства Мордовии.

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ