“О сколько нам открытий чудных…”. К вопросу об атрибуции “Мужского портрета. М.С. Щепкин(?)” кисти И.К. Макарова | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Атрибуция

Н.С. Осянина

Результаты атрибуции опубликованы в кн.: Материалы по русской иконографии. Вып. 2 / Ком. по рус. иконографии; [сост. С.А. Подстаницкий]. – Москва: Фонд “Русские витязи”, 2013. – 192 с.: илл. – с. 24.

“О сколько нам открытий чудных…”

К вопросу об атрибуции “Мужского портрета. М.С. Щепкин(?)” кисти И.К. Макарова

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

А.С. Пушкин. 1829

Юбилейная выставка И.К. Макарова “Знакомцы давние”, посвящённая 190-летию со дня рождения академика портретной живописи и 200-летию со дня рождения одной из самых известных его моделей – Н.Н. Пушкиной-Ланской, прошла осенью 2012 года сначала на исторической родине художника – в Саранске, в стенах Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, а затем в Москве, в Государственном музее А.С. Пушкина. Подготовка к выставке, как это всегда бывает, дала новый импульс к изучению наследия И.К. Макарова, привела к неожиданным открытиям и находкам. Об одной из интересных историй, приведшей к атрибуции портрета из коллекции нашего музея, пойдёт речь в данной статье.

Нашим музеем в список работ И.К. Макарова для юбилейной выставки был включён и “Портрет князя А.В. Кочубея (?)” (1860-е. Холст, масло. 102 х 75. Дар И.К. Макарова, внука художника, Саранск, в 1971. Инв.№427. Иконографическое определение А.М. Горшман). Татьяна Геннадьевна Дмитриева, старший научный сотрудник отдела изобразительных фондов Государственного музея А.С. Пушкина, получив список и изображения, усомнилась в правильности названия этого портрета, на котором изображён пожилой мужчина в парадном мундире сенатора. В каталоге выставки она пишет: “Портрет определён как изображение князя Александра Васильевича Кочубея (1788-1866), племянника князя В.П. Кочубея, кавалера орденов Святой Анны 1-й степени, Святого Владимира 2-й степени и Святого Станислава 1-й степени и датирован 1860-ми годами.

Необходимо отметить, что княжеский титул в роду Кочубеев имел только Виктор Павлович и его прямое потомство. Племянники и другие представители рода титулов не имели. Достоверные портреты А.В. Кочубея, в частности, близкий по дате создания работы Н.И. Мурашко, опровергают предложенное иконографическое определение. Наконец, А.В. Кочубей в 1846 (!) стал кавалером ордена Святого Александра Невского, который отсутствует у неизвестного.

Таким образом, предложенное А.М. Горшманом иконографическое определение не имеет никаких оснований. На портрете работы И.К. Макарова изображён сенатор в парадном мундире с шитьём, кавалер орденов Святой Анны 1-й степени (звезда и лента), персидского ордена Льва и Солнца (звезда), на владимирской ленте может быть и медаль, или знак ордена Святого Владимира 4-й степени (вероятнее – наличие медали).” (1) Своё заключение Т.Г. Дмитриева проиллюстрировала графическим портретом А.В. Кочубея, выполненным Н.И. Мурашко в 1860-е годы. В этом портрете сотрудники нашего музея к своему удивлению увидели “знакомца давнего”, героя другого мужского портрета кисти И.К. Макарова, считавшегося на протяжении многих лет портретом актёра М.С. Щепкина. Полотно “Мужской портрет” было подарено картинной галерее имени Ф.В. Сычкова И.К. Макаровым-внуком в 1971 году и на юбилейной выставке в 1972 году, посвящённой 150-летию со дня рождения академика, оно экспонировалось под именем “Портрет М.С. Щепкина (?)” с указанием даты создания – 1855 год (Инв. № 419). (2) По воспоминаниям Н.В. Холоповой ( в настоящее время – заведующая научно-исследовательским отделом), работавшей в 1972 году на выставке экскурсоводом, иконографическое предположение было сделано И.Д. Ворониным, учёным-краеведом, который к тому времени собрал богатейший архивный материал о семье художников Макаровых и Саранской живописной школе. Именно Иван Дмитриевич разыскал И.К. Макарова-внука, проживавшего в Пятигорске, а когда тот пожелал переехать на историческую родину – в Саранск, – хлопотал перед республиканскими властями о предоставлении Ивану Кузьмичу квартиры. Судя по тому, что в книге поступлений музея работа записана под именем М.С. Щепкина, Иван Кузьмич согласился с предположением И.Д. Воронина. В последующих изданиях – альбомах 2002, 2012 годов Т.В. Елисеева публиковала портрет под названием “Портрет неизвестного” без указания даты создания картины.(3,4) Отвод имени М.С. Щепкина из названия портрета конечно же объясняется несходсвом известного русского актёра и героя макаровского портрета. Это видно хотя бы при сравнении с портретом М.С. Щепкина, выполненного Н.В. Невревым. Но можно понять и исследователей творчества И.К. Макарова, предположивших в 1971 году, что на незаконченном портрете художник запечатлел М.С. Щепкина. Обоим моделям присущи полнота фигуры, округлые, несколько одутловатые лица, двойные подбородки, лысины на голове.

Изображения мужчин на портретах Н.И. Мурашко и И.К. Макарова были переданы в судебно-экспертный отдел МВД РМ. Заключение, как и ожидалось, оказалось положительным: “На фотоснимках вероятно изображено одно и то же лицо по следующим признакам: сходство контура линии правой брови, правого глаза; совпадают форма и размеры губ; совпадает контур линии роста волос – «лысина». Различия в форме и размерах носа, могут быть обусловлены тем, что портреты выполнены разными художниками. Подпись: Заместитель начальника судебно-экспертного отдела МВД РМ полковник А.А. Устин“. Таким образом, на портрете кисти И.К. Макарова (Инв. №419) изображён Александр Васильевич Кочубей.

А.В. Кочубей – действительный тайный советник, член Государственного совета, родился 23 августа (3 сентября) 1788 года, умер 23 февраля (7 марта) 1866 года, происходил из знаменитого рода Кочубеев. Его прадедом был Василий Леонтьевич Кочубей – генеральный судья эпохи Петра I, воспетый А.С. Пушкиным в поэме “Полтава”:

“Богат и славен Кочубей.
Его луга необозримы;

Там табуны его коней

Пасутся вольны, нехранимы.

Кругом Полтавы хутора

Окружены его садами,

И много у него добра,

Мехов, атласа, серебра

И на виду и под замками.”

Богаты были и родители Александра Васильевича – Василий Васильевич Кочубей и Елена Васильевна (урожд. Туманская). Они владели немалыми землями в Черниговской губернии. В семье кроме Александра было ещё три сына и дочь: Василий (1784-1844), Демьян (1786-1859), Аркадий (1790-1878), Елена (1793-1863). Дети получили прекрасное домашнее образование, выросли достойными людьми, оставили заметный след в истории и культуре государства российского; на протяжении всей жизни сохраняли тёплые родственные отношения, что отражено в записках Аркадия Васильевича, увидевших свет в Санкт-Петербурге в 1890 году под названием “Семейная хроника”. Аркадий пишет о брате Александре: ” Александр Васильевич в детстве был очень болезнен, перенёс два раза горячку… Он имел самое нежное, чувствительное сердце, но был ужасно вспыльчив и сохранил это свойство до старости; с ним было очень трудно ладить. Он вспыхивал как порох, но также скоро мирился, как ссорился. Он нас всех очень любил, но больше всех был привязан к сестре, в дружбе которой он ревновал всех нас.”(5)

Службу А.В. Кочубей начал в 1802 году юнкером Коллегии иностранных дел, где и проработал до 1812 года. О дальнейших продвижениях по службе сообщает Аркадий Васильевич: “Брат мой Александр Васильевич пожелал быть в числе чиновников, отправлявшихся во Францию для занятия места префектов в городах, занятых русскими войсками. Но когда он прибыл во Францию, тогда распоряжение о назначении русских префектов было отменено, и брат после непродолжительного пребывания в Париже, возвратился в Петербург и переменил род службы, определившись в министерство Юстиции. Министром тогда был Трощинский, который к брату очень благоволил, и в скором времени он назначен был обер-прокурором Правительствующего Сената.”(6) Александр Васильевич был также дружен и с министром Внутренних Дел А.А. Закревским. (7) С 1846 года А.В. Кочубей – член Государственного Совета. “Деятельность А. В. Кочубея, не богатая внешними крупными фактами, была, тем не менее, замечательна и плодотворна. Она была отмечена необыкновенно сильным и живым чувством правомерности, определявшим собой все его поступки и в общественной деятельности, и в частной жизни. Вся деятельность его одинаково и постоянно проникнута была широким, великодушным пониманием гражданских и человеческих прав каждого лица, постоянным и неизменным сочувствием и стремлением содействовать всему, что водворяет в человеческих отношениях начала законности. В своих принципах А. В. Кочубей являлся человеком твердым и непоколебимым, в частной жизни отличаясь замечательной мягкостью и уступчивостью. Постоянно следя за всем выдающимся в области искусства, литературы и науки, А. В. Кочубей обладал обширными сведениями и большой начитанностью; после него осталась обширная библиотека; реформы Александра II встретили в его лице горячего и убежденного сторонника. При своих сравнительно небольших средствах А. В. Кочубей, как это стало известно только после его смерти, широко благотворил нуждающимся.”(8) Александр Васильевич при разделе родительского наследства “пожелал иметь Куношевку и Белые Вежи”. (9) Семьи он никогда не имел. В Петербурге проживал вместе с братом Демьяном “на Невском проспекте в доме Таля”. (10) Демьян также был холостым.

А.В. Кочубей постоянно следил за достижениями в области искусства, литературы и науки, отличался большой начитанностью; после него осталась обширная библиотека. Александр Васильевич был знаком с А.С. Пушкиным. А когда в 1859 году Петербургский Большой театр готовил постановку оперы “Мазепа” на музыку Б.А. Фитингофа по поэме Пушкина “Полтава”, А.В. Кочубей вместе с другими представителями рода Кочубеев, посмотрел оперу и на запрос Петербургского цензурного комитета дал одобрительный ответ. (11)

Александр Васильевич Кочубей скончался 23 февраля (7 марта) 1866 года и похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря рядом с братом Демьяном. Позднее здесь же был похоронен и третий брат Аркадий.

Основанием для атрибуции живописного портрета А.В. Кочубея кисти И.К. Макарова стал графический портрет Александра Васильевича, созданный Н.И. Мурашко. Он опубликован в 4 томе Малороссийского родословника, изданного в Киеве в 1910 году. (12) Родословник проиллюстрирован 40 портретами, среди которых под №18 и помеёщн портрет А.В. Кочубея. Портрет выполнен карандашом и на момент издания родословника находился в собственности М.А. Кочубей (скорее всего, вдовы В.А. Кочубея, племянника А.В. Кочубея). Николай Иванович Мурашко – украинский художник и педагог, получивший образование в Петербургской Академии художеств (1863-1868).(11) Соотнося годы учёбы художника в Петербурге и дату смерти А.В. Кочубея – 1866 год, можно предположить, что графический портрет был выполнен в период с 1863 по 1866 годы, то есть в последние годы жизни Александра Васильевича. Вероятнее всего, к 1865-1866 годам следует отнести и работу Ивана Кузьмича, а незаконченный характер портрета можно объяснить неожиданной смертью А.В. Кочубея.

На основании вышеизложенного каталожные данные “Мужского портрета” (Инв. №419) должны быть следующими: И.К. Makarov,,ru,Arte ruso,,ru,Arte Contemporáneo de Mordovia,,ru,Arte ruso contemporáneo,,ru,Decorativamente,,ru,aplicado y arte popular,,ru,Cómo llegar,,ru,Lista de precios,,ru,Los servicios,,ru,Museo Ruso,,ru. Портрет А.В. Кочубея. 1860-е.

Возникает вопрос: кто же изображён на “Портрете князя Кочубея” (Инв. № 427)? Есть предположение, что это действительно портрет князя Кочубея, а какого конкретно – покажут дальнейшие исследования.

Н.С. Осянина

Примечания.

1. Знакомцы давние. Каталог выставки. – Москва. 2012. Государственный музей А.С. Пушкина. – С. 28.

2. Каталог выставки произведений И.К. Макарова к 150-летию со дня рождения. Автор-составитель Л. Секачёва. Мордовское книжное издательство. – Саранск. 1972. – С.10

3. И.К. Makarov,,ru,Arte ruso,,ru,Arte Contemporáneo de Mordovia,,ru,Arte ruso contemporáneo,,ru,Decorativamente,,ru,aplicado y arte popular,,ru,Cómo llegar,,ru,Lista de precios,,ru,Los servicios,,ru,Museo Ruso,,ru. Альбом-каталог. Составители Т.В. Елисеева, М.Н. Баранова, В.С. Ионова. Мордовское книжное издательство. – Саранск. 2002. – С.173.

4. И.К. Makarov,,ru,Arte ruso,,ru,Arte Contemporáneo de Mordovia,,ru,Arte ruso contemporáneo,,ru,Decorativamente,,ru,aplicado y arte popular,,ru,Cómo llegar,,ru,Lista de precios,,ru,Los servicios,,ru,Museo Ruso,,ru. Альбом-каталог. Составители: Т.В. Елисеева, Л.Н. Нарбекова, А.М. Лобанова. – Саранск. 2012. – С.160.

5. Семейная хроника. Записки А.В. Кочубея. 1790-1873. – СПб. 1890. – С.137.

6. Там же. – С.187.

7. Там же. – С. 226.

8. Половцев. Некролог на смерть А.В. Кочубея. – “Северная почта”. №45. – СПб. 1866.

9. Семейная хроника. Записки А.В. Кочубея. 1790-1873. – СПб. 1890. – С.212.

10. Там же. – С. 300.

11. Л.А. Черейский. Пушкин и его окружение. – Л. 1988. – С.209.

12. В.Л. Модзалевский. Малороссийский родословник. Том 2. – К. 1910. – С.540-542. Ил. №18.

Аркадий Васильевич Кочубей. Портрет работы К.М. Шрейнцера.
565x793-images-stories-news-kochybei-1
И.К. Makarov,,ru,Arte ruso,,ru,Arte Contemporáneo de Mordovia,,ru,Arte ruso contemporáneo,,ru,Decorativamente,,ru,aplicado y arte popular,,ru,Cómo llegar,,ru,Lista de precios,,ru,Los servicios,,ru,Museo Ruso,,ru. Портрет князя Кочубея. МРМИИ им. С.Д. Эрьзи
2
Н.И. Мурашко. Портрет А.В. Кочубея. Воспроизведён в малороссийском родословце. Том 4.
565x727-images-stories-news-kochybei-3
И.К. Makarov,,ru,Arte ruso,,ru,Arte Contemporáneo de Mordovia,,ru,Arte ruso contemporáneo,,ru,Decorativamente,,ru,aplicado y arte popular,,ru,Cómo llegar,,ru,Lista de precios,,ru,Los servicios,,ru,Museo Ruso,,ru. Мужской портрет. Х.м. МРМИИ им. С.Д. Эрьзи.
4
Н.В. Неврев. Портрет М.С. Щепкина. 1862.
5
Дом Таля, Невский пр.,6. Современная фотография.
6
7
Аркадий Васильевич Кочубей. 1870-е.
8
Демьян Васильевич Кочубей. Фотография. 1850-е.
250x295-images-stories-news-kochybei_1-1 250x319-images-stories-news-kochybei_1-2
250x299-images-stories-news-kochybei_1-3 250x319-images-stories-news-kochybei_1-4
Экспертиза
ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ