“Прекрасная, но … не иезуитка!” К вопросу об атрибуции “Портрета Соломирской” И.К. Макарова | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Атрибуция

Н.С. Осянина

 

Её уж нет!

Все было в ней прекрасно!

И тайна в ней великая жила,

Что юношу стремило самовластно

На видный путь и чистые дела…

Н. Языков. 1831 г.

В коллекции произведений академика портретной живописи И.К. Макарова, которая хранится в музее имени С.Д. Эрьзи, подлинной жемчужиной является “Портрет Соломирской” (Инв. № 450). Он был закуплен из частной коллекции Дирекцией художественных фондов и проектирования памятников Министерства культуры РСФСР и передан в Мордовскую республиканскую картинную галерею имени Ф.В. Сычкова (Акт № 29-ж от 6.03.1972 г.). Картина явилась богатым подарком галерее к 150-летию со дня рождения И.К. Макарова и сразу же заняла достойное место в экспозиции юбилейной выставки художника, проходившей в Саранске с 20 марта по 1 июня 1972 года. В каталог выставки работа включена уже с уточнёнными инициалами героини: “Портрет А.Д. Соломирской”.1 Кому принадлежит уточнение – И.К. Макарову – внуку, учёному-краеведу И.Д. Воронину, или же автору каталога Л. Секачёвой – неизвестно. Однако год спустя, при подготовке первого альбома-каталога, посвящённого творчеству И.К. Макарова, Л.Б. Федосеенко помещает эту работу в раздел “Произведения, год написания которых неизвестен” и без инициалов. 2

С 1980-х годов в музее бытовало устойчивое мнение о том, что на портрете изображена Анна Дмитриевна Соломирская. В альбоме-каталоге 1994 года автор-составитель Т.В. Елисеева дала пояснение к портрету: “Одна из совладельцев Сысертского горного округа на Урале. Жила в Петербурге. Пользовалась успехом в высшем свете”.3 В следующем альбоме Т.В. Елисеева даёт более пространную справку об изображённой: “Анна Дмитриевна Соломирская – одна из представительниц рода Соломирских, сестра (?) Павла Дмитриевича Соломирского (1801-1861) – гусара, с 1833 года полковника лейб-гвардии гусарского полка, затем генерал-майора. Пушкин-лицеист был знаком с гусарами, жившими в то время в Царском Селе. Позднее встречался с Соломирским в Петербурге. Отец Анны Дмитриевны, Дмитрий Павлович Соломирский (? – 1870) – генерал-майор лейб-гвардии гусарского полка, в котором служил М.Ю. Лермонтов, был основным владельцем Сысертского горного округа на Урале. Д.П. Соломирский – воспитанник известного дипломата Татищева. Его дочь пользовалась большим успехом в высшем свете, иногда посещала имение Татищева, где и был выполнен портрет.”4Дата создания портрета в обоих изданиях оставалась прежней – 1850-е годы. А вот уже в каталоге “Русское искусство XVIII – начала XX века” из собрания МРМИИ им. С.Д. Эрьзи Т.В. Елисеева указывает 1880-е годы и даёт следующую биографическую справку: “Соломирская Анна Дмитриевна (1838-1923), дочь Д.П. Соломирского, владельца Сысертского горного округа на Урале”.5

Как видим, опубликованные материалы давали весьма противоречивые сведения о портретируемой, поэтому при написании книги “Мастер изящной кисти И.К. Makarov,,ru,Arte ruso,,ru,Arte Contemporáneo de Mordovia,,ru,Arte ruso contemporáneo,,ru,Decorativamente,,ru,aplicado y arte popular,,ru,Cómo llegar,,ru,Lista de precios,,ru,Los servicios,,ru,Museo Ruso,,ru” мне пришлось обратиться к Интернет-источникам за дополнительной информацией. Выяснилось, что Анна Дмитриевна Соломирская (1870 – ?) является дочерью Дмитрия Павловича Соломирского (1838 -1923).6 Родилась и выросла она в Петербурге, вышла замуж за француза-иезуита, но прожила недолго и умерла в Париже при странных обстоятельствах. Полученные сведения легли в основу истории под названием “Прекрасная иезуитка”.7 Однако, чем больше появлялось информации о Соломирских и знаний об индивидуальном стиле И.К. Макарова, тем яснее становилось понимание того, что на портрете изображена не Анна Дмитриевна, а другая представительница этого знатного рода. Есть ряд документальных фотографий, на которых запечатлён Д.П. Соломирский. Несложно заметить, что героиня портрета похожа на Дмитрия Павловича, в первую очередь ярко выраженным разрезом глаз. Но его дочерью она вряд ли может быть; изображённой на портрете женщине не менее двадцати лет, а значит И.К. Макаров должен был написать портрет Анны в 1890-е годы. Однако с этой датой никак не соотносится причёска, характерная для моды конца 1850-х – начала 1860-х годов. Да и шарф из лёгкой ткани газ-иллюзион встречается на женских портретах кисти И.К. Макарова середины XIX века. Отсюда родилось предположение, что на портрете изображена сестра Дмитрия Павловича.

Давайте рассмотрим все доводы, следуя принципам историко-предметного метода атрибуции произведений портретной живописи, который наряду со стилистическим и технико-технологическим методами всё более активно используется специалистами. Один из теоретиков историко-предметного метода А.В. Кибовский пишет: “Взглянув на портреты, мы увидим вполне конкретных сановников и офицеров, купцов и чиновников, светских дам и провинциальных мещанок в окружении характеризующих их атрибутов. Зная и понимая сложную систему мундиров, орденов, медалей, знаков власти, модных платьев и роскошных уборов, показанных на портрете, исследователь может с помощью источников о них определить произведение, точно атрибутировать которое не в силах подчас даже стилистическая и технико-технологическая экспертизы.”8

Самой яркой деталью, указывающей на время создания “Портрета Соломирской”, является причёска модели. Соломирская, будучи представительницей богатого и знатного рода, без сомнения, следила за модой. Как известно, мода – это неотъемлемая часть культуры любой эпохи; она и по прошествии многих лет продолжает нести приметы давно ушедшего времени. В XIX веке русский двор слыл одним из самых роскошных в Европе, а элегантной столицей считался Санкт-Петербург, откуда модные тенденции распространялись в губернские и уездные города. Светская дама, имеющая хорошую портниху и ловкого парикмахера, могла быть уверена в успехе и внимании общества.

Мода на причёски не раз менялась на протяжении века. Женские причёски пушкинской эпохи отличались сложными композициями, требующими от парикмахеров большого умения. В 1840-е годы “буря на головах” утихла и в моду вошли гладко уложенные волосы, разделённые посередине чётким пробором, иногда двумя, расходящимися ото лба как лучи. Волосы закрывали уши женщины и краешек её щёк (эта часть причёски называлась “бандо”), а сзади на шее укладывались узлом или пучком локонов. Подобные причёски И.К. Макаров запечатлел в портретах жены и дочерей А.С. Пушкина (одиночный пробор), А.А. Андро де Ланжерон, рождённой Олениной (двойной пробор). Такая причёска сохранялась на протяжении всех 1850-х годов. Подтверждением тому являются и фотографии из альбома историка моды Александра Васильева, в котором на более чем 50 снимках этого времени знатные дамы из Петербурга и Москвы красуются с проборами и “бандо”.9 Альбом А. Васильева хорош для нас ещё и тем, что 2000 фотографий разбиты автором по десятилетиям, благодаря чему выстраиваются в ясную картину перемены моды второй половины XIX века – того времени, когда жил и работал И.К. Makarov,,ru,Arte ruso,,ru,Arte Contemporáneo de Mordovia,,ru,Arte ruso contemporáneo,,ru,Decorativamente,,ru,aplicado y arte popular,,ru,Cómo llegar,,ru,Lista de precios,,ru,Los servicios,,ru,Museo Ruso,,ru. Так вот, фотографии 1860-х годов зафиксировали изменения в причёсках: двойной пробор остался в прошлом, одиночный пробор сохранился, только надо лбом дамы всё чаще стали “взбивать” волосы с помощью бигуди или горячих щипцов в красивые локоны, а иногда формировать из волос валик. Основная масса волос заплеталась в косы и они мягко укладывались вдоль затылка. Именно такую причёску мы видим у Соломирской. Схожая укладка и у сестёр Араповых в известном портрете И.К. Макарова из собрания Картинной галереи им. К.А. Савицкого.

Не менее важной деталью для уточнения даты создания “Портрета Соломирской” является шарф из белого шёлка. Он закреплён в волосах с помощью заколки, украшенной, предположительно, страусовым пером и спадает на плечи, окутывая их лёгким облаком. Подобный аксессуар, дополняющий образ романтической красавицы мы видим в “Портрете Н.Н. Пушкиной-Ланской” (Не ранее 1851 г., ГМП), “Портрете неизвестной в белом платье” (Начало 1860-х (?), ГИМ), “Портрете неизвестной” (Частная коллекция, 1860-е, публикуется впервые). В портретах более позднего периода эта деталь женского костюма не встречается. Последний портрет был подвергнут экспертизе (С.В. Римская-Корсакова, Е.В. Нестерова, В.Н. Петрова), в заключении которой говорится: “…Свойственные только И.К. Макарову стилистические особенности: мягкость и нежность кисти, характерное композиционное построение и правильный рисунок, а также высокий уровень исполнения отличают и экспертируемый портрет. Любовное отношение к модели, особая чистота и положительность образа совмещаются с умелой передачей красоты всех сопутствующих деталей одежды, украшений и причёски. И.К. Макаров редко подписывал и датировал свои произведения, но по совокупности … признаков, по характеру костюма и причёски “Портрет неизвестной” может быть датирован 1860-ми годами”.10

Таким образом, “Портрет Соломирской” был написан в середине XIX века. Но кто же из дам рода Соломирских на нем изображён? В ходе поиска ответа на этот вопрос в одной из статей в интернете я встретила ссылку на книгу “Род Турчаниновых”, где подробно изложена история рода Соломирских. Книга издана в Екатеринбурге в 2008 году коллективом сотрудников Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского: Е.П. Пироговой, Е.Г. Неклюдовой, М.Б. Ларионовой. Заочно познакомившись с Еленой Павловной Пироговой и Мариной Бориевной Ларионовой, я смогла получить издание. Авторы в главе VI “Совладельцы Сысертских заводов Соломирские” поместили “Портрет А.Д. Соломирской” из фондов нашего музея, но со знаком вопроса, усомнившись в том, что изображена именно Анна Дмитриевна, хотя ни одной документальной фотографии или же достоверного портрета Анны Дмитриевны ими не было найдено. Просто исследователи увидели в портрете приметы другой эпохи, в отличие от той, в которой жила А.Д. Соломирская.11

Основателем большого рода был Павел Дмитриевич Соломирский (1798-1870). Он сделал блестящую карьеру военного, в 1835 году женился на Екатерине Александровне Булгаковой (1811-1880), а в 1839 ушёл в отставку. После 1841 года П.Д. Соломирский с семьёй уехал на Урал, где владел Сысертскими горными заводами. Причиной переезда, вероятно, стали долги, сделавшие невозможным проживание в столице.12 У Соломирских было много детей: Ольга, в замужестве Кронеберг (1837-1888), Дмитрий (1838-1923), Екатерина, в замужестве Ухтомская (1839-1858), Лев (1840-1879), Александра, Мария, Анна, в замужестве Пенинская, Наталья, в замужестве Всеволожская (1847-?), Александр (1852-?).13 Дети получили прекрасное домашнее образование, для чего приглашались гувернёры и гувернантки из Англии и Франции, а также опытные преподаватели. В книге приведены фотографии трёх дочерей – Ольги, Натальи и Екатерины, а также двух сыновей – Александра и Дмитрия. Поместив их в ряд с “Портретом Соломирской” без труда отмечаешь родственные черты в лицах. Из сестёр на “нашу” Соломирскую более всего похожа Наталья Павловна. Но была ещё и Анна, фотография которой не найдена, однако по документам из Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга известно, что у Натальи Павловны в 1868 году родился сын Дмитрий и восприемницей у него ” … была жена надворного советника и инженера Анна Павловна Пенинская. Вероятно, тётка Дмитрия, родная сестра Натальи Павловны”.14 Таким образом, Всеволожские и Пенинские жили в Петербурге. Вполне возможно, кого-то из них и писал И.К. Makarov,,ru,Arte ruso,,ru,Arte Contemporáneo de Mordovia,,ru,Arte ruso contemporáneo,,ru,Decorativamente,,ru,aplicado y arte popular,,ru,Cómo llegar,,ru,Lista de precios,,ru,Los servicios,,ru,Museo Ruso,,ru.

Книга “Род Турчаниновых” – серьёзный научный труд, основанный на архивных документах, хранящихся на Урале, в Москве и Петербурге. Всё, что можно было найти о Соломирских на 2008 год, авторами найдено. Только чудо или счастливая случайность позволит исследователям в будущем открыть новые факты из биографии членов семьи Соломирских, которые позволят более определённо сказать, кто же изображён на портрете. А сейчас, на мой взгляд, у работы И.К. Макарова должны быть следующие каталожные данные: Портрет Соломирской (дочери П.Д. Соломирского). Середина XIX века.

Н.С. Осянина, заведующая отделом музейной педагогики

Примечания.

1. Каталог выставки произведений И.К. Макарова к 150-летию со дня рождения. Автор-составитель Л. Секачёва. Мордовское книжное издательство. – Саранск. 1972.- С.9.

2. Макаров И.К. Альбом-каталог. Автор-составитель Л.Б. Федосеенко. Мордовское книжное издательство. – Саранск. 1973. – С. 83.

3. Макаров И.К. Альбом-каталог. Автор-составитель Елисеева Т.В.. Мордовское книжное издательство.- Саранск. 1994. -С.50.

4. Макаров И.К.. Альбом-каталог. Составители Т.В. Елисеева, М.Н. Баранова, В.С. Ионова. Мордовское книжное издательство. – Саранск. 2002. – С.108.

5. Русское искусство XVIII – начала XX века. Каталог. Т.1. Составители: Т.В. Елисеева, Е.А. Вишнякова. – Саранск. 2009. – С. 48.

6. В 2014 году в РГИА Санкт-Петербурга (Ф.268.Оп. 1. Д. 11132) мною найдена копия свидетельства о рождении А.Д. Соломирской: “Города С.Петербурга Церкви Всемилостивого Спаса-Исцелившего Слепца, состоящей при Императорском Институте Слепых, на Литейной улице в первой части метрических за тысяча восемьсот семидесятый год книга под №6 женского пола значится, что дочь Анна у Титулярного Советника, состоящего чиновником особых поручений в почтовом Департаменте, Дмитрия Павловича Соломирского и законной его жены Веры Никтополеоновны, обоих православных и первобрачных, родилась 3 декабря 1870 года, а крещена двадцать второго декабря. – Восприемники при крещении были: Тайный Советник Никтополеон Михайлович Клементьев и дочь Тайного Советника девица Екатерина Константиновна Булгакова”.

7. Осянина Наталья. Знаменитые художники Мордовии. Издатель Константин Шапкарин.-Саранск. 2011.

8. Кибовский А.В. Историко-предметный метод атрибуции произведений портретной живописи России XVIII – первой половины XIX века. Автореферат кандидатской диссертации. – Москва. 2000.

9. Васильев Александр. Русская мода. 150 лет в фотографиях. Слово. – Москва. 2004.

10. Экспертное заключение находится у владельцев портрета.

11. Пирогова Е.П., Неклюдов Е.Г., Ларионова М.Б. Род Турчаниновых:Культурно-исторические очерки. – Екатеринбург: ИД “Сократ”, 2008. – С. 296.

12. Там же. – С. 252-258.

13. Там же. – С. 270-271.

14. Там же. – С. 274.

Иллюстрации:

400x486-images-stories-1 400x504-images-stories-2 400x576-images-stories-efsefsaef
И.К. Makarov,,ru,Arte ruso,,ru,Arte Contemporáneo de Mordovia,,ru,Arte ruso contemporáneo,,ru,Decorativamente,,ru,aplicado y arte popular,,ru,Cómo llegar,,ru,Lista de precios,,ru,Los servicios,,ru,Museo Ruso,,ru. Портрет Соломирской (Дочери П.Д. Соломирского). Середина XIX века. МРМИИ им. С.Д. Эрьзи. П.Д. Соломирский П.Д. Соломирский
400x498-images-stories-3 3dwd 4
Д.П. Соломирский. Д.П. Соломирский. О.П. Кронеберг , рождённая Соломирская.
5 6 400x542-images-stories-7
Н.П. Всеволожская, рождённая Соломирская. Е.П. Ухтомская, рождённая Соломирская. А.П. Соломирский.
400x606-images-stories-8 400x671-images-stories-9 400x578-images-stories-10
Молодая русская девушка в богатом визитном костюме. Рим. 1865. Из альбома А. Васильева. Дама в нарядном платье. СПб. Начало 1860-х. Из альбома А.Васильева. Юная дама. Москва. 1875. Из альбома А. Васильева.
400x656-images-stories-11 400x493-images-stories-12 400x563-images-stories-13
Юная петербурженка в открытом бальном платье. 1886. Из альбома А. Васильева. И.К. Makarov,,ru,Arte ruso,,ru,Arte Contemporáneo de Mordovia,,ru,Arte ruso contemporáneo,,ru,Decorativamente,,ru,aplicado y arte popular,,ru,Cómo llegar,,ru,Lista de precios,,ru,Los servicios,,ru,Museo Ruso,,ru. Портрет неизвестной с шалью. 1860-е. Частная коллекция. Публикуется впервые. Обложка книги “Род Турчаниновых”.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ