А.М. Карпова. История реставрации и атрибуции памятника этнографии: рубаха женская – «шуваня щам» (кон. XIX – нач. XX в., автор Каскова М. А.). | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Публикации

В фондах Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Erzi almacenó muchos objetos auténticos del arte popular,ru,La investigación de Belier confirma el significado histórico y cultural del monumento restaurado,ru,A lo largo de la manga derecha,ru. Особый интерес представляют экспонаты из коллекции мордовского народного костюма. Собрание включает более тысячи подлинных предметов, свидетельствующих о самобытной культуре мордовского народа. Основу коллекции составляют праздничные комплексы женской одежды мокши и эрзи где обязательно присутствует рубаха.

Одним из редких экспонатов музейной коллекции является мокшанская подвенечная рубаха – «шуваня щам», выполненная Матреной Алексеевной Касковой и датируемая концом XIX – нач. XX в. Рубаха найдена сотрудниками музея в ходе научной экспедиции в с. Мордовская Поляна Зубово-Полянского района Мордовии. Поступила в фонды в 1980 году, некоторое время находилась в экспозиции, а затем хранилась в запаснике тканей.

Советский учёный этнограф Вера Николаевна Белицер в своих исследованиях писала: «Роль рубахи в традиционном женском костюме мордвы была очень велика. Рубаха являлась основной, а у отдельных групп и единствен­ной нательной и одновременно выходной одеждой женщин независимо от их возраста, имущественного и социального положения. Рубахи, предназначенные для праздничных дней, гуляний и игрищ, а также семенных торжеств, шили из тонкого хорошо отбеленного холста, льняного или посконного. В конце XIX — начале XX в. празд­ничные рубахи стали шить из холста, вытканного пополам с хлопчато-бумамажными нитками… Рубаха – шуваня щам являлась рубахой невесты, тонкой, подвенечной, праздничной одеждой. Молодые женщи­ны надевали ее только по самым большим праздникам. Шуваня щам (пер. с мокш. – тонкая рубаха) имеет шесть продольных вышивок кувалмат – две спе­реди и четыре сзади. Ширина одной вышивки достигала 2 см. По швам рукавов также вышивались кувалмат. По середине рукава во всю его длину шла вышивка ожа ки шириной 4-5 см, выполненная черной шер­стью. По этой вышивке шуваня щам иногда назывались ожаки щам. Шуваня щам относится к числу старинных рубах. Рубаха шуваня щам в прошлом была ритуальной и «лечебной», так как считалась освященной, «святой». Например, когда у ребенка начи­нались истерия или судороги, его накрывали шуваня щам. Столь характерная для рубах юго-западной группы плотная вышивка из черной и темно-синей шерсти, покрывающая плечи, имела особое название стафкс (шов строчкой), что значит прошитая, простроченная и точно передает характер вышивки и приемы шитья».

Исследования Белицер подтверждают историко-культурную значимость реставрируемого памятника, подчеркивают важность сохранения материального и духовного наследия мордовского народа.

Состояние памятника при поступлении на реставрацию.

Памятник поступил на реставрацию в 2016 году. По всей поверхности холста общее загрязнение, изношенность, сечение нитей в области плеча, следы штопки (старой реставрации), на плече частичная утрата вышивки, повсеместные мелкие пятна ржавчины и плесени. Разрывы и грубая штопка вдоль вышивки по подолу, на плечах, вдоль правого рукава. En el borde del cuello, la sección y la pérdida de bordados desde la puerta a lo largo de la parte posterior de la parte posterior,ru,Duplicación y conservación,ru,No todas las exhibiciones pasan todas las etapas de restauración,ru. Ткань в некоторых местах потерта до истончения. Имелись бытовые штопки мелкие и крупные от 20 до 7см. Разрывы по горловине на спинке, по правому рукаву на предплечье, по низу полочки и спинки. По всей поверхности мелкие сечения и прорывы. Нити вышивки потерты. В нижней части полочки утраты нитей вышивки. На вышивке вдоль горловины по спинке – грубый бытовой шов. Вышивка напоминает форму креста и, скорее всего, носила ритуальный характер.

11

Методика реставрации рубахи женской – «шуваня щам».

Реставрация рубахи проходила в два этапа. Первый – во время стажировки в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, второй – в реставрационной мастерской музея.

В ходе стажировки были изучены различные методики реставрации и сохранения памятников из тканей: очистка, укрепление, дублирование и консервация. Не каждый экспонат проходит все этапы реставрации.

 

I этап реставрации. Пробы и способы очистки.

Выбраны следующие методики реставрации, промывки и дублирования: на первом этапе были сняты пробы на текучесть красителей вышивки и демонтирован инвентарный номер. Затем проведены пробы на ослабление пятен (в водный раствор добавляют моющее средство, Sal salada con ácido acético,ru,Solución acuosa de la "cachemira de cigüeña" de CMC y agua destilada,ru,Grabar fue aplicado por el copolímero acrílico "A45-K",ru 1% к 9% и ослабляют пятна по возможности). После проведенных проб было принято решение о выведении пятен плесени с помощью мыла «Антипятин», разводы ржавчины удалялись с помощью сока лимона, воды в соотношении 1:1 и средства «Антиржавин», этилового спиртового раствора, бензина «Калоша» с добавлением воды. Затем была проведена многократная промывка 1% водным раствором CMC «Аист Кашемир» и дистиллированной водой. После промывки ткани устранили деформацию специальными грузами. Проведенные очистительные мероприятия позволили устранить загрязнения ткани и перейти к следующему этапу реставрации.

tkDDqF0JpxI

II этап реставрации. Способы крашения и подготовка материалов.

Были подобраны тончайший газ, шелковые и шерстяные нити для реставрации. Окрашивание газа проводилось естественным красителем – отваром соплодий ольхи, а хлопчатобумажной ткани и нитей для шлицы – синтетическими красителями прямыми: Сатурн «Алый» и прямой «Алый» в соотношении 1:0,5. Крашение плотного газа для вышивки и нитей коричневого цвета проводилось вофолановыми красителями «Осталан FC», «Грифолан ЗРЛ». Для окрашивания нитей вышивки и газа синего цвета применялся «Грифолан синий РЛ» и прямые красители «Голубой» и «Голубой 200%». Далее на окрашенный газ пленочным способом по методике ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря был нанесен акриловый сополимер «А45-К».

Был проведен частичный демонтаж швов подгиба рукавов для укрепления и устранения сечения и разрушения ткани.

III этап реставрации. Демонтаж и методика укрепления разрывов ткани и восстановления вышивки.

Удаление нитей грубых бытовых зашивок, штопок у основы ткани и вышивки: каждое сечение и фрагмент дублировался, укреплялся иглой с шелковой нитью швом «реставрационная сетка». El avance fue fortalecido por el tejido de gas del lado equivocado de la costura "estimada",ru,aclarar el nombre y enfatizar el significado histórico y cultural,ru,Según V.N.,ru,Belitser en,ru,Vaca,bg. Далее проводилась термообработка дублированных фрагментов специальным реставрационным утюгом при 70◦С. Затем проводилось восполнение утраченных нитей вышивки швом по счету. Вышивка имеет традиционный геометрический узор Зубово-Полянского района. Подбирались шерстяные нити, приближенные по цвету и толщине. Важно, что с лица и с изнанки вышивка не должна отличаться от оригинала, не должно быть узелков и торчащих нитей.

5ncbaTQBRQ8 zBkeZJZ6FjI

Окончательная реставрация экспоната проходила в мастерской музея. В данный этап вошли следующие реставрационные работы: крепление прорывов по низу рубахи и вышивки, проходящей по плечам – «стафкс». Восполнена утраченная продольная вышивка «кувалмат» по швам рукавов. Укреплены все прорывы дублировочной тканью и обработаны «обметочным» швом. Заключительным этапом реставрации явился монтаж инвентарного номера.

Заключение.

Проведенный комплекс мероприятий позволил определить связь данного предмета с традициями мордовского народа, уточнить название и подчеркнуть историко-культурную значимость. По данным исследований В.Н. Белицер, рубаха «шуваня щам» является подвенечной, относится к числу старинных, в прошлом была ритуальной и «лечебной» одеждой, наделялась глубоким сакральным смыслом.

Несколько аналогичных памятников этнографии хранятся в Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее имени И.Д. Воронина. Местом бытования и создания рубахи «шуваня щам» является северная часть Зубово-Полянского района Мордовии (быв. Спасский уезд Тамбовской губернии). Памятники похожи по крою, орнаментальным мотивам вышивки, цветовой гамме и технике исполнения.

Основная задача реставратора – не допустить дальнейшего разрушения памятника, с помощью современных материалов и технологий приостановить тление.

Примененные методы реставрации, помогли укрепить ткань, восполнить утраченную вышивку, подчеркнуть уникальность памятника и сохранить его для потомков. По результатам реставрации для обеспечения сохранности рекомендовано соблюдение светового и температурно-влажностного режима.

Реставрация памятников этнографии – важная составляющая в деле сохранения культурного наследия народов нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белицер В. Н. Коткова К. А. Исследования по материальной культуре мордовского народа. Труды мордовской этнографической экспедиции. Вып. II, III – М., 1973. – С. 55–58.
  2. Despertar la t,uk,Semenovich n,ru. П. Мордовский народный костюм. Саранск: Морд. Кн. Изд-во, 2007. С.464
  3. Семенович Н. Н. Реставрация музейных тканей. Теория и технология. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1961. 80 с.
  4. [Электронный ресурс Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации] – Режим доступа: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5009 (дата обращения: 10.06.2019).
ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ