А.М. Карпова. История реставрации и атрибуции памятника этнографии: рубаха женская – «шуваня щам» (кон. XIX – нач. XX в., автор Каскова М. А.). | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Публикации

В фондах Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи хранится много аутентичных предметов народного искусства. Особый интерес представляют экспонаты из коллекции мордовского народного костюма. Собрание включает более тысячи подлинных предметов, свидетельствующих о самобытной культуре мордовского народа. Основу коллекции составляют праздничные комплексы женской одежды мокши и эрзи где обязательно присутствует рубаха.

Одним из редких экспонатов музейной коллекции является мокшанская подвенечная рубаха – «шуваня щам», выполненная Матреной Алексеевной Касковой и датируемая концом XIX – нач. XX в. Рубаха найдена сотрудниками музея в ходе научной экспедиции в с. Мордовская Поляна Зубово-Полянского района Мордовии. Поступила в фонды в 1980 году, некоторое время находилась в экспозиции, а затем хранилась в запаснике тканей.

Советский учёный этнограф Вера Николаевна Белицер в своих исследованиях писала: «Роль рубахи в традиционном женском костюме мордвы была очень велика. Рубаха являлась основной, а у отдельных групп и единствен­ной нательной и одновременно выходной одеждой женщин независимо от их возраста, имущественного и социального положения. Рубахи, предназначенные для праздничных дней, гуляний и игрищ, а также семенных торжеств, шили из тонкого хорошо отбеленного холста, льняного или посконного. В конце XIX — начале XX в. празд­ничные рубахи стали шить из холста, вытканного пополам с хлопчато-бумамажными нитками… Рубаха – шуваня щам являлась рубахой невесты, тонкой, подвенечной, праздничной одеждой. Молодые женщи­ны надевали ее только по самым большим праздникам. Шуваня щам (пер. с мокш. – тонкая рубаха) имеет шесть продольных вышивок кувалмат – две спе­реди и четыре сзади. Ширина одной вышивки достигала 2 см. По швам рукавов также вышивались кувалмат. По середине рукава во всю его длину шла вышивка ожа ки шириной 4-5 см, выполненная черной шер­стью. По этой вышивке шуваня щам иногда назывались ожаки щам. Шуваня щам относится к числу старинных рубах. Рубаха шуваня щам в прошлом была ритуальной и «лечебной», так как считалась освященной, «святой». Например, когда у ребенка начи­нались истерия или судороги, его накрывали шуваня щам. Столь характерная для рубах юго-западной группы плотная вышивка из черной и темно-синей шерсти, покрывающая плечи, имела особое название стафкс (шов строчкой), что значит прошитая, простроченная и точно передает характер вышивки и приемы шитья».

Исследования Белицер подтверждают историко-культурную значимость реставрируемого памятника, подчеркивают важность сохранения материального и духовного наследия мордовского народа.

Состояние памятника при поступлении на реставрацию.

Памятник поступил на реставрацию в 2016 году. По всей поверхности холста общее загрязнение, изношенность, сечение нитей в области плеча, следы штопки (старой реставрации), на плече частичная утрата вышивки, повсеместные мелкие пятна ржавчины и плесени. Разрывы и грубая штопка вдоль вышивки по подолу, на плечах, вдоль правого рукава. По краю горловины сечение и утрата вышивки от ворота вдоль по центру спинки. Ткань в некоторых местах потерта до истончения. Имелись бытовые штопки мелкие и крупные от 20 до 7см. Разрывы по горловине на спинке, по правому рукаву на предплечье, по низу полочки и спинки. По всей поверхности мелкие сечения и прорывы. Нити вышивки потерты. В нижней части полочки утраты нитей вышивки. На вышивке вдоль горловины по спинке – грубый бытовой шов. Вышивка напоминает форму креста и, скорее всего, носила ритуальный характер.

11

Методика реставрации рубахи женской – «шуваня щам».

Реставрация рубахи проходила в два этапа. Первый – во время стажировки в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, второй – в реставрационной мастерской музея.

В ходе стажировки были изучены различные методики реставрации и сохранения памятников из тканей: очистка, укрепление, дублирование и консервация. Не каждый экспонат проходит все этапы реставрации.

 

I этап реставрации. Пробы и способы очистки.

Выбраны следующие методики реставрации, промывки и дублирования: на первом этапе были сняты пробы на текучесть красителей вышивки и демонтирован инвентарный номер. Затем проведены пробы на ослабление пятен (в водный раствор добавляют моющее средство, поваренную соль с уксусной кислотой 1% к 9% и ослабляют пятна по возможности). После проведенных проб было принято решение о выведении пятен плесени с помощью мыла «Антипятин», разводы ржавчины удалялись с помощью сока лимона, воды в соотношении 1:1 и средства «Антиржавин», этилового спиртового раствора, бензина «Калоша» с добавлением воды. Затем была проведена многократная промывка 1% водным раствором CMC «Аист Кашемир» и дистиллированной водой. После промывки ткани устранили деформацию специальными грузами. Проведенные очистительные мероприятия позволили устранить загрязнения ткани и перейти к следующему этапу реставрации.

tkDDqF0JpxI

II этап реставрации. Способы крашения и подготовка материалов.

Были подобраны тончайший газ, шелковые и шерстяные нити для реставрации. Окрашивание газа проводилось естественным красителем – отваром соплодий ольхи, а хлопчатобумажной ткани и нитей для шлицы – синтетическими красителями прямыми: Сатурн «Алый» и прямой «Алый» в соотношении 1:0,5. Крашение плотного газа для вышивки и нитей коричневого цвета проводилось вофолановыми красителями «Осталан FC», «Грифолан ЗРЛ». Для окрашивания нитей вышивки и газа синего цвета применялся «Грифолан синий РЛ» и прямые красители «Голубой» и «Голубой 200%». Далее на окрашенный газ пленочным способом по методике ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря был нанесен акриловый сополимер «А45-К».

Был проведен частичный демонтаж швов подгиба рукавов для укрепления и устранения сечения и разрушения ткани.

III этап реставрации. Демонтаж и методика укрепления разрывов ткани и восстановления вышивки.

Удаление нитей грубых бытовых зашивок, штопок у основы ткани и вышивки: каждое сечение и фрагмент дублировался, укреплялся иглой с шелковой нитью швом «реставрационная сетка». Прорыв укреплялся тканью газа с изнаночной стороны «обметочным» швом. Далее проводилась термообработка дублированных фрагментов специальным реставрационным утюгом при 70◦С. Затем проводилось восполнение утраченных нитей вышивки швом по счету. Вышивка имеет традиционный геометрический узор Зубово-Полянского района. Подбирались шерстяные нити, приближенные по цвету и толщине. Важно, что с лица и с изнанки вышивка не должна отличаться от оригинала, не должно быть узелков и торчащих нитей.

5ncbaTQBRQ8 zBkeZJZ6FjI

Окончательная реставрация экспоната проходила в мастерской музея. В данный этап вошли следующие реставрационные работы: крепление прорывов по низу рубахи и вышивки, проходящей по плечам – «стафкс». Восполнена утраченная продольная вышивка «кувалмат» по швам рукавов. Укреплены все прорывы дублировочной тканью и обработаны «обметочным» швом. Заключительным этапом реставрации явился монтаж инвентарного номера.

Заключение.

Проведенный комплекс мероприятий позволил определить связь данного предмета с традициями мордовского народа, уточнить название и подчеркнуть историко-культурную значимость. По данным исследований В.Н. Белицер, рубаха «шуваня щам» является подвенечной, относится к числу старинных, в прошлом была ритуальной и «лечебной» одеждой, наделялась глубоким сакральным смыслом.

Несколько аналогичных памятников этнографии хранятся в Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее имени И.Д. Воронина. Местом бытования и создания рубахи «шуваня щам» является северная часть Зубово-Полянского района Мордовии (быв. Спасский уезд Тамбовской губернии). Памятники похожи по крою, орнаментальным мотивам вышивки, цветовой гамме и технике исполнения.

Основная задача реставратора – не допустить дальнейшего разрушения памятника, с помощью современных материалов и технологий приостановить тление.

Примененные методы реставрации, помогли укрепить ткань, восполнить утраченную вышивку, подчеркнуть уникальность памятника и сохранить его для потомков. По результатам реставрации для обеспечения сохранности рекомендовано соблюдение светового и температурно-влажностного режима.

Реставрация памятников этнографии – важная составляющая в деле сохранения культурного наследия народов нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белицер В. Н. Коткова К. А. Исследования по материальной культуре мордовского народа. Труды мордовской этнографической экспедиции. Вып. II, III – М., 1973. – С. 55–58.
  2. Прокина Т. П. Мордовский народный костюм. Саранск: Морд. Кн. Изд-во, 2007. С.464
  3. Семенович Н. Н. Реставрация музейных тканей. Теория и технология. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1961. 80 с.
  4. [Электронный ресурс Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации] – Режим доступа: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5009 (дата обращения: 10.06.2019).
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ