«И.К. Макаров и П.Я. Пясецкий: друзья и коллеги» (К истории двух портретов) | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Публикации

Н.С. Осянина, заведующая отделом

музейной педагогики МРМИИ им. С.Д. Эрьзи

В фондах МРОКМ им. И.Д. Воронина хранится портрет Ивана Кузьмича Макарова, написанный Павлом Яковлевичем Пясецким. Неоднократно выступая на Краеведческих чтениях с материалами о жизни и творчестве академика портретной живописи И.К. Макарова, я всякий раз в постоянной экспозиции находила это единственное живописное изображение знаменитого портретиста, задаваясь вопросом: кто автор и когда портрет был написан? Первые находки по теме были связаны с деятельностью Общества выставок художественных произведений: фамилии И.К. Макарова и П.Я Пясецкого мы находим в списке участников этого объединения. Серьёзным подтверждением их тесного общения – профессионального и дружеского – явился портрет П.Я. Пясецкого работы И.К. Макарова; его электронное изображение мне прислала Т.Г. Дмитриева, ст. н. с. отдела изофондов Государственного музея А. С. Пушкина, а в 2016 году портрет появился в интернете. Картина хранится в коллекции русского искусства Государственного Эрмитажа и до 2011 года в каталоге проходила как произведение неизвестного художника. Так постепенно сложилась история о двух портретах, героями которых стали яркие представители русской культуры второй половины XIX века.

Упоминаний в литературе о портрете И.К. Макарова из собрания краеведческого музея немного. Так, К.А. Горина в статье «И.К. Макаров в фондах МРОКМ» пишет: «Новые большие и интересные поступления по фонду И.К. Макарова были в ноябре 1971 года. Это личные вещи академика: карманные часы, маслёнка для разведения красок, щипцы для натягивания холста, бритва опасная в футляре. Приобрёл музей и живописный портрет И.К. Макарова известного художника 19 века П.Я. Пясецкого. Это поясной парадный портрет». (1) Что касается автора портрета, то Павел Яковлевич был в самом деле известной личностью в России конца XIX – начала XX века, в том числе и в художественных кругах, хотя профессиональным художником он так и не стал. Если говорить о разновидности портрета, то, на мой взгляд, это произведение следует отнести к группе камерных портретов. Терминологический словарь даёт следующее пояснение на этот счёт: «Как правило, парадный портрет предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном – чаще на нейтральном)». (2) В нашем случае мы видим именно погрудное изображение на нейтральном фоне. Портрет выполнен масляными красками на холсте, но живопись «суховата»: художник фактически использует всего три цветасерый, белый и коричневый; фон заполнен аккуратными мазками, положенными горизонтально один за другим. В этом видится налёт ученичества. Правда, следует отметить хороший рисунок головы и достигнутое портретное сходство – об этом мы можем судить по многочисленным фотографиям академика. Самой выразительной и живой деталью портрета являются глаза. Оказывается, они были у Ивана Кузьмича серо-голубого цвета. Пясецкий с большой теплотой изображает взгляд, устремлённый в сторону от зрителя. Благодаря глазам и всё лицо в целом словно освещено чистым внутренним светом. Автор, обладая небогатым арсеналом живописных средств, за счёт личного доброго отношения к модели всё-таки смог создать художественный образ талантливого, благородного, но весьма скромного человека.

Когда же П.Я. Пясецкий выполнил портрет? На холсте нет подписи и даты, а на оборотной стороне каких- либо надписей. Работа приобретена краеведческим музеем в 1971 году у И.К. Макарова-внука, приехавшего в Саранск на постоянное место жительства. Работу Пясецкого, также как и подлинные холсты деда, он получил от бабушки О. Н. Макаровой или от тёти, А. И. Макаровой. В своей книге Иван Кузьмич пишет: «Первые годы после смерти деда она тяжело переживала своё горе и старалась постоянной работой заглушить его. <> По стародавней привычке «духовные отцы» стали посещать и бабушку как ученицу почитаемого ими мастера-художника и делать свои заказы ей. <> Бывали и более интересные встречи. В декабре 1914 года бабушку навестил Илья Ефимович Репин. <> Я очень любил слушать бабушкины рассказы. Зимой, если дома не было гостей, мы с ней садились на диванчик в её комнате, не зажигая света, сумерничали. В нашей квартире на Шлиссельбургском проспекте было печное отопление. Из раскрытой дверцы печи падали красные блики от горящих дров, в трубе гудел ветер, пламя то затухало, то разгоралось, освещая временами бабушкино лицо. Она о чём-то думала и временами улыбалась. И вдруг, оживившись, обращала свой взор на меня и начинала что-либо вспоминать. Чаще всего про деда-академика, о годах совместной жизни, о её терниях и радостях. Рассказывала о работах деда и о тех людях, которые приезжали к нему с просьбой написать портрет». (3) От бабушки Иван Кузьмич узнал историю появления портрета деда, услышал имя П.Я. Пясецкого, затем это пересказал племяннику, правнуку академика, Юрию Николаевичу Макарову. Вот как он помнит семейную легенду: «Пясецкий, как старый знакомый Ивана Кузьмича, приходил к Ольге Николаевне после смерти её мужа. Выразил желание написать портрет. Для этого попросил фотографию, с которой и выполнил работу. Фотография и портрет затем оказались у Ивана Кузьмича-внука. Портрет был передан в краеведческий музей Саранска, а фотографию я попросил на память. Она по сей день хранится у меня». (4) Юрий Николаевич любезно предоставил электронное изображение фотографии и у нас есть возможность сравнить её с живописным портретом. Пясецкий полностью скопировал композицию портрета с фотографии, но лицо своего друга и наставника сделал более молодым за счёт округлости форм – смягчены скулы и подбородок, убраны тени вокруг глаз, а самое главное – они засияли небесным светом.

Первым мордовским исследователем жизни и творчества И.К. Макарова является И.Д. Воронин. В книге «Саранская живописная школа», изданной в 1972 году, Иван Дмитриевич помещает репродукцию портрета и подпись к нему: Портрет академика живописи И.К. Макарова. Работа художника И. Я. Пясецкого. 1889 год. Хранится в Саранске у И.К. Макарова – внука художника». (5) Имя Пясецкого дано с ошибкой (вместо П. написано И.), в тексте нет каких-либо пояснений по поводу даты создания портрета. Предположив, что возможно фотография И.К. Макарова была сделана в 1889 году, я попросила Ю.Н. Макарова внимательно рассмотреть оборотную сторону снимка; он дату не обнаружил, там имеется только реклама фотоателье: «Фотография Р. Соболева в Санкт-Петербурге. Угол Литейного пр. и Пантелеймоновской ул., д.23-25. Вход с Пантелеймоновской». В учётных документах МРОКМ им. И.Д. Воронина дата написания не указана. Приведённые факты позволяют принять версию о том, что это всё-таки посмертный (ретроспективный) портрет.

Итак, Пясецкий написал портрет уже после смерти Ивана Кузьмича и этот факт, на мой взгляд, говорит о дружеских отношениях при жизни и желании поддержать и порадовать Ольгу Николаевну. Более точную дату написания портрета теперь уже вряд ли можно выяснить, поэтому датировка, скорее всего, должна быть следующей: Не ранее 1897 года.

Так кто же он, автор портрета И.К. Макарова? Павел Яковлевич – врач, путешественник, художник и писатель. Талантливый человек, творчески подходивший к любому делу. Он родился в 1843 году в Орле. В родном городе окончил гимназию, а затем учился на медицинском факультете Московского университета. Ещё в студенческие годы у него проявилась любовь к рисованию и во время учёбы Пясецким были выполнены многочисленные рисунки по анатомии, служившие в качестве учебного пособия. Павел Яковлевич в профессии отдал предпочтение хирургии, занимался поисками новых способов пересадки кожи; в 1871 году получил степень доктора медицины за диссертацию «О возрождении эпителия». После защиты диссертации Пясецкий переехал в Санкт-Петербург, где служил в главном военно-медицинском управлении, а в свободное время посещал мастерскую художника П.П. Чистякова в Императорской академии художеств в качестве вольнослушателя. (6) Именно к 1870-м годам можно отнести знакомство П.Я. Пясецкого с И.К. Макаровым. Скорее всего, их познакомил П.П. Чистяков, с которым Иван Кузьмич был дружен ещё со студенческих лет. Чистяков не раз бывал в доме Макаровых, давал уроки рисования и живописи Ольге Николаевне Макаровой, о чём свидетельствует внук академика в своих воспоминаниях. (7) В лице Макарова Павел Яковлевич нашёл ещё одного доброго наставника в области изобразительного искусства.

В 1874-1875 гг. П.Я. Пясецкий совершил путешествие в Китай, результатом которого стала книга «Путешествие в Китай», отмеченная золотой медалью Императорского Русского географического общества, а также первая его панорама «От середины Китая до Западной Сибири». Она состояла из отдельных акварельных листов, которые Пясецкий показал на выставке Общества выставок художественных произведений. Идею создания Общества поддержали и его наставники – И.К. Макаров и П.П. Чистяков. Их фамилии мы находим в числе подписавших проект устава общества, поданного в конце 1874 года на рассмотрение товарищу президента Академии художеств великому князю Владимиру Александровичу. «Инициатором создания общества, скорее всего, был конференц-секретарь Академии художеств П.Ф. Исеев – по его замыслу оно должно было принять на себя устройство пришедших в упадок академических выставок и составить конкуренцию передвижникам, выставки которых приобретали популярность и притягивали лучшие художественные силы». (8) Свои произведения на выставках общества экспонировали И.К. Айвазовский, Л.Ф. Лагорио, К.Е. Маковский, Г.И. Семирадский и многие другие известные мастера. На первой выставке в 1876 году показывалась коллекция из 270 акварельных рисунков П.Я. Пясецкого, выполненных во время путешествия по Китаю. Таким образом, Пясецкий и Макаров были участниками одних и тех же выставок, хотя Пясецкий и не имел академического диплома.

Пясецкий собирал в путешествиях этнографические коллекции, талантливо писал о своих поездках, читал публичные лекции, устраивал выставки. Но главное – из каждой поездки привозил большие серии акварелей. Тогда же он выработал свою фирменную технику. Наклеивая акварели на ткань в тематической и хронологической последовательности, художник создавал непрерывную панораму путешествия. Так появились его знаменитые рулоны. Кроме «китайской», в 1895 г. была исполнена панорама Персии во время путешествия дипломатической миссии в Тегеран. Но самым удивительным и интересным эпизодом его жизни является создание панорамы Транссибирской магистрали от Волги до Владивостока. Железную дорогу длиной 6000 км со всеми станциями, мостами и достопримечательностями он уложил в полотно длинной почти в один километр (942 м). Работа была начата в 1894 году, а закончена в 1900-м. В тот же год панорама была показана на Всемирной выставке в Париже, в павильоне, посвященном освоению Сибири, вызвала огромный интерес и была удостоена золотой медали, а самого Пясецкого наградили орденом Почетного легиона. В настоящее время работа хранится в Государственном Эрмитаже.

Деятельная натура талантливого врача и смелого путешественника не могла не заинтересовать Ивана Кузьмича. С виртуозной лёгкостью и изяществом, на какие он был способен, Макаров выполняет портрет П.Я. Пясецкого.

Впервые портрет Пясецкого, как работа И.К. Макарова, появился в интернете в сентябре 2016 года в статье ведущего научного сотрудника отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Г. А. Принцевой. Материал посвящён Транссибирской железной дороге в акварельной панораме П.Я. Пясецкого. (9) Ранее, в 2011 году Принцева поместила портрет под авторством Макарова и с датировкой «1897» в своей книге «Сибирский путь Павла Пясецкого». Мною был сделан запрос в Государственный Эрмитаж по вопросу каталожных данных портрета. В ответе сказано: «328. Портрет П.Я. Пясецкого 1880-е гг. Холст; масло. 124 х 95 (овал). На подрамнике карандашом: Невскiй у Надеждинской // д. 90 Меблир. Комн. Швейц. Тимофею. Поступила в 1979 из ранее не взятых на учет картин (находилась в Центральной библиотеке ГЭ). Ранее: до конца 1930-х (?) в Центральном Географическом музее (Ленинград). Инв. № ЭРЖ-2813. Вписана в инвентарь ОИРК как работа неизвестного художника. Атрибуция (2011, 2016) на основе стилистических особенностей картины». (10)

Окончательная атрибуция портрета была проведена хранителем фонда живописи ОИРК ГЭ Ю.Ю. Гудыменко. Он указывает, что Г.А. Принцева считала первоначально датой создания картины 1897 год (год смерти Макарова и год проживания Пясецкого на «Невском у Надеждинской»). Однако надпись могла быть сделана много позже, например, при переезде Пясецкого с квартиры на квартиру. Достаточно моложавая внешность Пясецкого позволила отнести портрет к более раннему времени, 1880-м годам. (11) Тем более, что И.К. Макаров умер в апреле 1897 года от тяжёлой продолжительной болезни и уже не работал в этот год. Портрет поступил в фонды Эрмитажа в конце 1930-х гг. после закрытия Центрального Географического музея. Печальная история этого музея началась в 1919 году. «Первое заседание оргкомитета будущего музея В.П. Семенов-Тян-Шанский провел 21 февраля 1919 года, а уже 23 июня Наркомпрос РСФСР официально учредил центральный географический музей с передачей ему Елагина острова с дворцом и прочими находящимися на нем постройками. <> Художественный совет музея заказал лучшим скульпторам бюсты выдающихся географов — П. А. Кропоткина, В. И. Ламанского, Д. Н. Анучина. К работе были привлечены два художника с немалым опытом путешествий — В. В. Эмме и П. Я. Пясецкий. Особенно впечатляли вращающиеся географические панорамы Пясецкого, изображавшие Монголию, Китай, Японию, Иран, район Великого Сибирского пути и т. д. Последняя панорама представляла собой уникальное цветное полотно шириной около метра и длиной в 2,5 км, намотанное на два больших деревянных вала. В специальной раме, словно на экране или в окне едущего вагона, тысячи будущих посетителей могли увидеть и заволжские степи, и уральские горы — весь Сибирский путь от Сызрани до Тихого океана (на полный осмотр панорамы требовалось 2,5 ч)». (12) Таким образом, перед смертью П.Я. Пясецкий (он умер в 1919 году, точная дата пока неизвестна) передал вновь образованному музею панорамы, и скорее всего, свой портрет кисти И.К. Макарова. Географический музей был закрыт в 1937 году по причине «антисоветской концепции», положенной в основу экспозиции В.П. Семёновым-Тян-Шанским, а фонды были разбазарены. «Некоторые из его картин загадочным образом появились на стенах Этнографического музея, в кабинетах и аудиториях Ленинградского университета». (13) К счастью, произведения Пясецкого и его портрет оказались в фондах Эрмитажа.

И по своей композиции, и по размерам (124х94) эта работа И.К. Макарова может быть отнесена к группе парадных портретов. На красивом оливковом фоне изображён молодой мужчина, сидящий в удобном кресле с розовой обивкой. Подобную композицию мы встречаем в целом ряде произведений Ивана Кузьмича: в незаконченном портрете Дмитрия Ивановича Долгорукова (конец 1850-х гг., МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, атрибуция А.В. Кибовского), в портрете Марины Севастьяновны Губониной (1860-е гг., ГРМ) и др. Портрет П.Я. Пясецкого выполнен Макаровым в его излюбленной технике многослойной лессировочной живописи, когда отдельные мазки сливаются в единую красочную палитру, мягкую и изящную. Благородная осанка, аристократичная кисть руки с тонкими длинными пальцами, красивая одежда, аксессуары (сверкающая запонка на манжете) – ничто не ускользнуло от внимательного взгляда художника. И в то же время это не отвлекает от главного – умного лица с высоким лбом и спокойным взглядом, полным достоинства. Портрет выполнен в характерной для И.К. Макарова манере, которой свойственны, по мнению Ю.Ю. Гудыменко, «… ловкий, слегка скруглённый рисунок, работа большими плоскостями, придающими изображению декоративный характер, тонкослойная манера письма». (14) Принимая во внимание тот факт, что портрет находился дома у Пясецкого, он был заказан Макарову лично Павлом Яковлевичем, а не, например, Русским географическим обществом.

Павел Яковлевич был глубоко неравнодушным человеком. Известна его роль в судьбе художника И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Вот как об этом пишет Ю. И. Нехорошев: «В конце 1880-х годов известный путешественник по Монголии, Китаю и Восточной Сибири, доктор медицины П.Я. Пясецкий плыл на пароходе по Волге. Влюблённо всматривался он в берега красавицы-реки, которые то подступали обрывами к самой воде, то вдруг убегали к дальнему лесу. У борта время от времени появлялся буфетный мальчик. Он тоже пытливо вглядывался в уплывающие берега, а иногда что-то усердно чертил в маленькой карманной книжечке. <> Пясецкий внимательно разглядывал рисунки Ивана Горюшкина. Многие хвалил. Посоветовал приехать в Астрахань, устроиться в школу П.А. Власова – ученика известного художника-передвижника В.Г. Перова. Обещал помочь. Встреча на Волге изменила судьбу Горюшкина. Похвала знающего человека, рассказы о петербургской Академии художеств, совет поступить в рисовальную школу – всё радовало, волновало, укрепляло давнишнее тайное стремление стать художником». (15) Иван Силыч закончил в Астрахани рисовальную студию, а затем приехал в Петербург. «Пясецкий – старый волжский знакомый – сдержал обещание: он не только помог провинциалу устроиться в огромном чужом городе, но и ввёл в круг своих знакомых, и в частности в семью известного учёного, железнодорожного инженера Н.П. Петрова». (16) Горюшкин окончил рисовальную школу Общества поощрения художеств и в 1895 году поступил в Академию художеств. «Но нужда заставляет его часто пропускать занятия, искать заработка. На помощь приходят П.Я. Пясецкий и Н.П. Петров. Они достают молодому художнику заказы, в основном на портреты. В этом жанре Горюшкин делает первые серьёзные успехи». (17) Возможно, если бы не случилась встреча на пароходе, то не знали бы мы в русском искусстве замечательного исторического живописца И. С. Горюшкина-Сорокопудова, близкого друга нашего земляка – Ф. В. Сычкова.

Не менее известной заслугой П. Я. Пясецкого стало внедрение в отечественную медицинскую практику кефира, который до этого времени почти не был известен в России.

П.Я. Пясецкий умер в 1919 году в Петрограде. Его портрет, выполненный И.К. Макаровым, является единственным художественным изображением этого талантливого человека с разносторонними интересами – врача, путешественника, писателя, художника. Впрочем, как и портрет И.К. Макарова – мастера изящной кисти, одного из самых популярных портретистов второй половины XIX века, написанный П.Я. Пясецким, тоже единственный. Нам неизвестны портреты И.К. Макарова других авторов, или автопортреты, которые, возможно, были написаны в зрелом возрасте, сохранился лишь автопортрет в юности (1840-е годы. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств (Санкт-Петербург).

Примечания:
  1. Иван Кузьмич Макаров. Живопись, Графика: Альбом.- Саранск. 2002. – с.241-244.
  2. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. Ред. А.М. Кантора. - M.,,uk,Sov,,ru,Abramov K,,ru,El hijo de Erzya,,ru,asunto,,ru,percha,,ru,с мордов.-эрзя,,mn,D,,ru,Maksimov,,ru,Contemporáneo,,ru,Stepan Erzya - Stepan Ersia,,ru,álbum-catálogo / sost.N.A,,ru,artículos V.I.,,ru,B.N,,sr,Field,,ru,- Л.,,mn,Aurora,,uk,El centenario del nacimiento,,ru,Catálogo de exposiciones,,ru, 1997. – С. 463.
  3. Макаров И.К. Записки о семье художников Макаровых. – Саранск. 1974. – С.82-86.
  4. Воспоминание записано автором статьи в апреле 2017 года в период празднования в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи 195-летия со дня рождения И.К. Макарова, в котором принимал участие Ю.Н. Makarov,,ru,Arte ruso,,ru,Arte Contemporáneo de Mordovia,,ru,Arte ruso contemporáneo,,ru,Decorativamente,,ru,aplicado y arte popular,,ru,Cómo llegar,,ru,Lista de precios,,ru,Los servicios,,ru,Museo Ruso,,ru.
  5. Воронин И.Д. Саранская живописная школа. – Саранск. 1972. – С. 134.
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пясецкий Павел Яковлевич.
  7. Макаров И.К. Записки о семье художников Макаровых. – Саранск. 1974. – С.79.
  8. Северюхин Д.Я. Старый художественный Петербург: рынок и самоорганизация художников (от начала XVIII века до 1932 года). – СПб., 2008. – С. 332-333.
  9. Принцева Г.А. Транссибирская железная дорога в акварельной панораме П.Я. Пясецкого. – Электронный ресурс https://rg.ru/2016/09/29/rodina-panorama.html
  10. Документ находится у автора статьи.
  11. Из электронных писем Ю.Ю. Гудыменко автору статьи.
  12. Полян П.М. «Любимое детище» В.П. Семёнова-Тян-Шанского. – Природа, 1989, №3. – С. 83-90.
  13. Там же.
  14. Русское искусство в Эрмитаже. Знаменитые и забытые мастера XIX – первой четверти XX века. Каталог выставки. – С.-П. 2007. – С. 48-49.
  15. Нехорошев Ю.И. Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. – Ленинград. 1968. – С. 5-8.
  16. Там же.
  17. Там же.

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ