Звонок из прошлого | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Публикации

75-летию Великой Победы посвящается…

ЗВОНОК ИЗ ПРОШЛОГО

Голышенкова Елена Всеволодовна,

искусствовед, заведующая научно-исследовательским отделом МРМИИ им. С. Д. Эрьзи

 

Мордовия – многонациональная республика Российской Федерации. В период Великой Отечественной войны боевые действия обошли её стороной, но республика внесла свой вклад в Победу над фашизмом, 75-летний юбилей которой отмечается в 2020 году. В регионе была сформирована 326 стрелковая дивизия, велась подготовка квалифицированных военных кадров, производились оружие и боеприпасы,было налажено обеспечение фронта продовольствием, оборудованы госпитали для лечения раненых красноармейцев, в оборонительных целях был построен Сурский рубеж.

На фронт ушло более 246 тысяч жителей Мордовии. 108 славным сынам Мордовии за проявленный героизм присвоено звание Героя Советского Союза. 23 уроженца республики стали полными кавалерами ордена Славы. Более 100 тысяч солдат и офицеров награждены орденами и медалями. Каждый из них своим ратным подвигом прославил родной мордовский край, стал гордостью земляков и примером отваги и героизма для потомков.

В героическую летопись Великой Отечественной войны немало ярких и незабываемых страниц вписали органы государственной безопасности. Они обеспечили надежный заслон от проникновения вражеской агентуры в штабы советских войск и жизненно важные стратегические центры нашей страны. Фашистам не удалось получить планы о проведении советским командованием операций,повлиявших на исход войны.Были сорваны попытки противника дезорганизовать работу нашего тыла. Только на территории Мордовии органами НКВД было ликвидировано около десяти разведывательно-диверсионных групп, разоблачено 59 агентов вражеских разведцентров.

Большую контрразведывательную работу проводили наши земляки А. И. Лапшин, Е. П. Андронов, В. П. Венедиктов, Н. И. Ермилов, С. В.Петровский, Н. П. Зимин и другие, которые в составе подразделений СМЕРШ вели борьбу со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок. Сотрудники госбезопасности постоянно находились в боевых порядках войск, не только выполняли свои прямые обязанности, но и непосредственно участвовали в боях, в критические ситуации принимая на себя командование войсковыми подразделениями,заменяя погибших командиров.

Тема героического подвига наших соотечественников, отстоявших мир на земле, продолжает оставаться святой для России. Наиболее ярко и образно она находит отражение в отечественном искусстве. Современные художники, которые не видели войну, но воспитывались на воспоминаниях своих близких, через нее прошедших, continuar creando obras conmovedoras,,ru,dedicado a la gran victoria,,ru,"Una llamada del pasado" es el nombre de una de las nuevas obras del famoso artista de Mordovia Oleg Vladimirovich Pavlikov,,ru,El jefe del departamento de investigación del MRMI les,,ru,Erzi Elena Vsevolodovna Golyshenkova. La grabación de video está disponible en las redes sociales del museo.,,ru,en el canal de YouTube de la institución,,ru,Oleg Pavlikov tomó la batuta de la memoria de su familia,,ru,del abuelo,,ru,Alexander Mikhailovich Zinin,,ru,peleó en los frentes de la Segunda Guerra Mundial,,ru, посвященные Великой Победе.

О.В.Павликов

Олег Владимирович Павликов, один из талантливых художников Мордовии, принял эстафету памяти от своего деда, сотрудника НКВД, Александра Михайловича Зинина, воевавшего на фронтах Великой Отечественной. Не случайно одну из первых крупных картин после окончания художественного вуза О. В. Павликов в соавторстве с женой, художником О. П. Елистратовой, посвятил теме войны («В блиндаже», 1995). Она занимает достойное место в постоянной экспозиции Мемориального музея военного и трудового подвига 1941 – 1945 годов в Саранске. Образы героев холста монументально обобщены, что придает произведению интонацию фрески.

Павликов О.В. В блиндаже. 1995. Холст, масло. 157х262

Олег Владимирович Павликов принял эстафету памяти от своей семьи, от деда, Александра Михайловича Зинина, воевавшего на фронтах Великой Отечественной. Не случайно одну из первых крупных картин после окончания художественного вуза О. В. Павликов в соавторстве с женой, художником О. П. Елистратовой, посвятил теме войны («В блиндаже», 1995). Она занимает и ныне достойное место в постоянной экспозиции Мемориального музея военного и трудового подвига 1941 – 1945 годов в Саранске. Образы героев полотна монументально обобщены, что придает произведению интонацию фрески.

О. В. Павликов – член Союза художников СССР (1989). Живописец, график, педагог. Работает в жанре натюрморта, развивает лучшие традиции реалистического отечественного искусства.

Художник родился в 1961 году в селе Русский Камешкир Пензенской области в семье известного мастера графики, заслуженного художника РСФСР В. А. Павликова. Окончил Пензенское художественное училище имени К. А. Савицкого (1979, учился у Ю. В. Карасева, А. В. Сиверина), Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова (1985, педагоги Н. А. Пономарев, Б. А. Успенский, Н. Л. Воронков). С 1987 года активный участник республиканских, региональных, всероссийских выставок. Преподаватель Саранского художественного училища имени Ф. В. Сычкова (2002 – 2012), доцент кафедры искусства интерьера архитектурно-строительного факультета Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева (2005 – 2011). Произведения О. В. Павликова хранятся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи («Натюрморт с тыквой», 1989, находится в постоянной экспозиции), Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого, Мемориальном музее военного и трудового подвига 1941 – 1945 годов (Саранск), частных собраниях России, Италии, Дании, США.

Характерной чертой творчества живописца является строгая академическая школа работы с натуры, требующая истинного профессионального мастерства. Она основана на традициях хорошего качества, добротности формы, крепкой «сделанности» произведения. Стиль художника обладает классически четким рисунком, академической лепкой объемов, драпировок, проработкой деталей, математической четкостью распределения теней и бликов, передачи материальности и фактуры предметов. Манера художника отличается уверенностью и мастерством.

Натюрморты О. В. Павликова часто тематически насыщены, имеют сюжетную линию, в них ярко проявляется авторское «я» художника. Мир его предметов эмоционален, одухотворен незримым присутствием человека. Натюрморты сочетают в себе крупный масштаб изображения, максимальную приближенность его к зрителю, активность монументальных форм, динамику композиции.

Павликов О.В. Звонок из прошлого. 2019. Холст, масло. 100х100

В 2019 году мастер пишет натюрморт«Звонок из прошлого», посвященный 75-летию Великой Победы, а в целом памяти и славе всему российскому офицерству, para el cual todavía hay una sola forma de servicio a la Patria: defender la Patria,,ru,Los héroes son participantes de la Gran Guerra Patria,,ru,Los legendarios chekistas A.I.,,ru,Zubenkova,,uk. Символично и сильно звучит новое полотно. Оно представляет собой натюрморт в интерьере. За окном справа разлита синяя бархатная ночь. Но в комнате кто-то не спит. Горит настольная лампа, с телефона-вертушки снята трубка и положена на стол, накрытый накрахмаленной белой скатертью, ее острые четкие заломы задают негласный неспешный ритм происходящему. Предметы первого плана максимально приближены к зрителю и поражают торжественной весомой достоверностью. Набор их скуп, но содержательно значим, за каждой вещью – своя история: фуражка особиста, офицера НКВД, боевые ордена и медали, удостоверение сотрудника Смерша, граненый поминальный стакан с водкой, по обычаю накрытый куском черного хлеба, газета «Правда» и остро отточенный карандаш для заметок, как будто только-что оставленный на столе, открытая пачка папирос для настоящих мужчин «Беломорканал», пепельница с двумя папиросами, вдоль стены конвертики с письмами фронтовых товарищей. В вазе – ветки цветущей яблони с нежными бело-розовыми цветами как знак 9 мая – Дня Победы. Они устремляют наш взор на фотографию на стене молодого мужчины в военной форме, который открыто смотрит на нас из овала. Может быть, это он – хозяин комнаты, и это он сейчас не спит, незримо присутствуя в картине, ведя диалог воспоминаний с боевыми товарищами и подругами на других фотографиях, с памятными предметами на столе,с нами о дорогах войны… .

А.И. Лапшин Н.П. Зимин с офицерами 362 запасного стрелкового полка

На фотографиях – участники ВОВ А. И. Лапшин, Н. П. Зимин, О. А. Зубенкова. В центре – легендарный герой Великой Отечественной, уроженец Инсарского района Мордовии, чекист Александр Иосифович Лапшин, после войны вернувшийся на родину и долгие годы служивший в Комитете госбезопасности республики, передавая свой опыт молодым офицерам. Коллеги вспоминают его как открытого, сердечного человека, патриота и профессионала.

Старший оперуполномоченный отдела контрразведки СМЕРШ Николай Павлович Зимин участвовал в боях за Варшаву и Берлин. За период работы в органах контрразведки им выявлены и разоблачены агенты английской, американской, французской разведок, группа сотрудников Центрального Управления «Абвер ОКВ».

Ольга Александровна Зубенкова– жительница г. Саранска. В годы войны служила авиаспециалистом в составе 53-й и 326-ой авиадивизий. Послевоенную жизнь она посвятила службе в органах государственной безопасности Мордовии, являясь примером для молодого поколения чекистов.

О.А. Зубенкова

О. В. Павликов обращается к документам. В лаконичной и достаточно жесткой форме натюрморта «Звонок из прошлого» он раскрывает характер главного героя, обаяние его мужественной личности, но переводит конкретику в ранг обобщения, символа. Полотно звучит трагически-победно, отсвечивая в колорите благородными стальными холодно серыми оттенками с богатыми аккордами темно вишневых всполохов драпировок цвета запекшейся крови. Художник создает сложный и красивый образ главной составляющей неизменного русского духа, русской ментальности – постоянную готовность на подвиг, мужественное, подчас незримое, великое стояние на рубежах Отечества в борьбе за его мир и свободу. И еще один смысловой подтекст раскрывается нам в картине – пока жива память народа, нас никто не сможет сломить, память, цветущей веткой яблони пронзающая толщу веков, память, как звонок из прошлого, предостерегающий и обнадеживающий, память как призыв к победному единству.

Полотно звучит как дань памяти всем защитникам Родины.

Обложка буклета

Статья опубликована в буклете «Всем смертям назло…». Мордовские чекисты в творчестве художника О. В. Павликова. – Саранск, 2019.

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ