Всероссийская акция «Россия – наш общий дом» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

Музей Эрьзи принял участие во всероссийской акции «Россия – наш общий дом», которая проводится в формате онлайн-флешмоба с 3 по 4 ноября 2020 года на территории всех субъектов Российской Федерации. Она приурочена к Дню народного единства. Подробнее об акции можно узнать в официальном сообществе «Привет, Россия!» ВКонтакте.

Мы рассказали нашим подписчикам в соцсетях о произведении скульптора С.Д. Эрьзи «Эрзянка» (1915. Железобетон) из коллекции МРМИИ.

1000

Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов) – великий скульптор ХХ столетия (1876-1959). Его имя носит Мордовский республиканский музей изобразительных искусств, где хранится самая крупная в мире коллекция произведений Мастера. Первые европейские выставки в начале ХХ века принесли молодому автору успех , его стали называть «русским Роденом». Он же на протяжении всего долгого жизненного и творческого пути считал себя мордвином, чувствовал неразрывную связь с родной землей, ощущал ее животворную силу. В знак уважения к своему народу им был выбран и псевдоним (эрзя – название одной из этнических групп мордвы, семья Нефедовых – эрзяне). Поэтому совершенно закономерны для Эрьзи и национальная тема в творчестве, и воплощение национальных образов в пластическом искусстве.

Один из ярких тому примеров – «Эрзянка». Это обобщенный психологический портрет эрзянской женщины – красивой и сильной, сердечной и радушной, скромной , с чувством собственного достоинства. Деликатно, но убедительно включены элементы, обозначающие ее национальную принадлежность, – традиционный эрзянский головной убор – панго и нагрудная застежка –сюлгамо. Скульптор использует язык жестов и форм. С легким полупоклоном, прижав руку к груди, героиня словно приветствует зрителя : «Шумбратада, кельгома ялгат! – Здравствуйте, дорогие друзья!».

Произведение создано в 1915 году в военной Москве, когда никакого благородного материала (мрамора, бронзы, меди) достать было невозможно. Эрьзя использует железобетон, смесь промышленных опилок и цемента, скрепленных раствором кислоты. Это изобретение самого мастера. Удивительно, но грубый брутальный материал в руках скульптора обретает и форму, и пластичность, и, подчиняясь замыслу художника, демонстрирует всю глубину чувств, которые тот вложил в свою работу.

М.А. Танасейчук, старший научный сотрудник

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ