Html code will be here

История мордовского костюма
Одежда древней мордвы

Важные сведения об одежде мордвы дают археологические памятники VIII-XI вв. Обширный материал, собранный археологами, позволяет установить типологию одежды и украшений, покрой рубах, хронологию, а для поздней эпохи и их этническую принадлежность (мокша или эрзя). Найденные предметы подтверждают, что комплекс костюма включает как функциональные детали, так и предметы, отражающие духовный мир народа. Среди многочисленных археологических находок, раскрывающих самобытный характер культуры предков, особого внимания заслуживают произведения древних ювелиров. Налобные венцы, височные привески, шейные гривны, накосники, бусы из пастового стекла, сюлгамы, браслеты и украшения для ног встречались в захоронениях древней мордвы. Это свидетельствует о том, что ещё в глубокой древности зародилась традиция украшения одежды.

Как видно на иллюстрациях, обязательным украшением головы был налобный венчик, комплекс нагрудных украшений включал несколько фибул-сюлгамов, особое внимание уделялось поясам и использованию в декоре одежды лапчатых подвесок. В представлениях древних людей, украшения наделялись несколькими смысловыми уровнями. Являлись функциональными предметами в комплексе костюма, считались оберегами от всякого зла, выражали и утверждали, принятые в данном сообществе представления о красоте.


Реконструкция женского костюма мордвы VIII-IX вв. (реконструкция Р.Ф Ворониной по материалам Крюково-Кужновского могильника)

Височные подвески
Височные подвески с бипирамедальными грузиками, подчеркивали национальную особенность костюма, так как подобные украшения встречались только в древнемордовских захоронениях.

По данным археологов, представленные украшения, были типичны для культуры мордвы-мокши.
Найденные в ходе раскопок фрагменты ткани, украшенные красной шерстяной нитью, дают обобщенное представление о техниках изготовления и приемах декорирования одежды. Древнейшим способом изготовления холста являлось ткачество. Использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки) и вертикальный ткацкий станок. Сотканный холст украшался вышивкой из шерстяных нитей, окрашенных домашним способом в красный цвет. Искусством вышивки, при крайней ограниченности вспомогательных технических средств, мордовские женщины владели в совершенстве. В погребениях VIII-XI вв. на территории расселения мордвы находят берестяные коробочки с женским рукоделием. Это – кусочки ткани, моточки шерсти для вышивания и иголка. Кроме вышивки, одежда украшалась бисером. Поэтому, можно сделать вывод о том, что традиция украшения одежды вышивкой и бисером возникла в глубокой древности и сохранилась в культуре народа вплоть до наших дней.
Нательная одежда доходила чуть ниже колена, изготавливалась из растительных волокон. Распашная одежда скреплялась фибулами- сюлгамами, особое внимание уделялось поясным украшениям и украшениям для ног.
«По археологическим данным у мордвы в I тыс. нашей эры фиксируется бытование вертикального ткацкого станка, который позволял получать ткани шириной до 70-75 см. Кроилась такая рубаха из одного широкого полотна, перегнутого посередине и сшитого по бокам. В некоторых случаях, очевидно, при большой длине рубахи, нижние края полотнища могли оставаться несшитыми, образуя боковые вертикальные разрезы».

Таким образом, можно достаточно уверенно реконструировать два вида плечевой одежды среднецнинской мордвы.

Один из них представляет собой туникообразную глухую рубаху с длинными узкими рукавами до запястий. По длине такие рубахи могли быть до верхней части голени, чуть ниже колен. Могли они быть и длиннее, достигая нижней трети голени. Кроилась такая рубаха из одного широкого полотна, перегнутого посередине и сшитого по бокам. В некоторых случаях, очевидно, при большой длине рубахи, нижние края полотнища могли оставаться несшитыми, образуя боковые вертикальные разрезы. Шейный вырез был округлым, плотно прилегая к шее. Спереди шейного выреза был небольшой вертикальный разрез, фиксируемый одной или несколькими застежками- сюлгамами


Реконструкция женского костюма среднецнинской мордвы по материалам Крюковско-Кужновского могильника Реконструкция мужского костюма среднецнинской мордвы по материалам Крюковско-Кужновского могильника
Другая разновидность плечевой одежды сходна по силуэту и крою с вышеописанной рубахой, но имеет спереди осевой разрез и является распашным кафтаном. Длина такого кафтана в одних случаях равна длине рубахи и достигает верхней части голени, закрывая колени. В других случаях кафтан мог быть короче — до нижней части бедер. Форма выреза неизвестна, предположительно сходна с вырезом рубахи. Борта кафтана фиксировались от горла до пояса несколькими сюлгамами.

Ученые археологи свидетельствуют о том, что уже в древности одежда была двух типов. Глухая – тип рубахи, распашная - тип кафтана. Кроме холста и сукна в качестве материала использовали мех животных. Одежда была украшена вышивкой и бисером, полный комплекс костюма включал многочисленные украшения из бронзы, серебра, пастового стекла, ракушек каури.



Реконструкция женского костюма среднецнинской мордвы по материалам Крюковско-Кужновского могильника
Исследователи выделяют три культурных пласта - финно-угорский, тюркский, славянский, которые можно увидеть в мордовском костюме.

Первый пласт финно-угорский - самый древний, он свидетельствует об общности культурных традиций финно-угров. Он проявляется в крое одежды, орнаментальных мотивах вышивки, колорите декора. В качестве примера рассмотрим марийскую женскую рубаху. По крою, она полностью соответствует рубахе мокшанского типа. Колорит вышивки и техника её выполнения созвучны национальной одежде мордвы.

Второй пласт –тюркский , вероятнее всего, проник в культуру мордвы в эпоху татаро-монгольского нашествия. Это влияние сохранилось в конкретных деталях женского костюма. К ним относятся, например, чересплечные украшение – крес киле, штаны –понкст у мокшанок.

Третий пласт - славянский, его можно увидеть в техниках исполнения декоративных элементов и деталях костюма. Наиболее сильное влияние происходит в кон. XIX – нач. XX вв.. В мордовском костюме появляются фартук с рукавами - сапоня у мокши, рукават у эрзи, по мнению этнографов, эти детали заимствованы у русского населения.

Тесное соседское проживание, способствовало освоению мордовскими мастерицами традиционных русских техник украшения одежды, таких как цветная перевить и вышивка крестом.

В технике цветной перевити украшались фартуки и боковые полотенца в эрзянском костюме. Этот способ, основанный на выдергивание нитей утка и оформление с помощью ярких нитей ажурного геометрического узора, отличался большой сложностью и требовал от мастерицы точного расчета. Таким образом, следует отметить, что мордовский костюм испытал влияние культур соседних народов, но не утратил самобытности, сохранив на протяжении длительного времени устойчивые традиционные черты.
Боковые полотенца. Нач.ХХв. Коллекция МРМИИ им. С.Д. Эрьзи
Костюм эрзянки. Нач.ХХв. Коллекция МРМИИ им. С.Д.Эрьзи
Праздничный костюм мордвы-мокши. Нач.ХХв. Коллекция МРМИИ им. С.Д. Эрьзи
Мордовский костюм в музейных коллекциях
Первые этнографические коллекции, представляющее мордовский костюм относятся к ХVIII веку. К этому периоду восходят и первые исследования по культуре мордвы, включающие в себя лишь отрывочные сведения по одежде и искусству. Это путевые очерки, описания, дневники, составленные путешественниками и учеными ХVIII в. В числе их следует упомянуть участников академических экспедиций, организованной Петербургской академией наук. Это Николай Петрович Рычков -русский путешественник и географ, Ива́н Ива́нович Лепёхин -русский учёный-энциклопедист, Пётр Си́мон Палла́с— немецкий учёный-энциклопедист, Ио́ганн Го́тлиб (Йо́ханн Го́ттлиб) Гео́рги, также в России известен как Иван Иванович Георги - немецкий ученый, медик, химик, этнограф и других.

Одежда мордвы-мокши XVIII века. Иллюстрации к книге П.С. Палласа.
Одежда мордвы-эрзи XVIII века. Иллюстрации к книге П.С. Палласа
Одним из первых собирателей народной одежды мордвы является немецкий учёный-энциклопедист и путешественник на русской службе (1767—1810) Пётр Симон Паллас(1741–1811). Научные результаты палласовской экспедиции превзошли все ожидания. Был собран уникальный материал по зоологии, ботанике, геологии, географии, этнографии, культуре и быту народов России. Собранные во время этого путешествия предметы, направлялись в Петербург и легли в основу коллекций крупнейшего и старейшего этнографического музея мира – Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН).
«Некоторые экземпляры этих собраний - уникальны. Именно в мордовских коллекциях находятся наиболее архаичные образцы одежды народов Поволжья. Отдельные предметы восходят хронологически к началу XVIII века» пишет Т. А. Крюкова в книге «Мордовское народное изобразительное искусство».

Огромный фактический материал, собранный Палласом, лег в основу его главного труда – «Путешествие по разным местам Российского государства», который является настольной книгой многих поколений ученых.

Сведения оставленные исследователями XVIII века имеют особую ценность, так как многие предметы того времени не сохранились и практически не представлены в музейных коллекциях. Но вместе с тем, имеются уникальные экспонаты, подтверждающие устойчивость традиций в национальной одежде.

В собрании МРМИИ им С.Д. Эрьзи хранится старинная рубаха теньгушевской мордвы-эрзи под названием нанга или нангунь панар. Эта рубаха восходит к архаичным формам одежды мордвы, имеет сложную орнаментику, выполненную в технике набора и ковровой вышивки.

Рубаха – нангунь панар. XIXв. Коллекция МРМИИ им С.Д. Эрьзи
Виды одежды близкие нангунь панар , имеются и в коллекции П.С. Палласа по народам Поволжья. На одном экземпляре одежды типа рубахи есть этикетка петровской кунсткамеры: «Верхнее платье мордовское». В сочинении самого Палласа имеется более подробное описание этого вида одежды мордвы: « К совершенному их убранству принадлежит широкое холщовое верхнее одеяние с короткими, но в пол-аршина широкими рукавами, которое по большей части бывает у них желтое».
Своеобразие этой одежды заключается главным образом в покрое рукавов. Вот как описывает эту особенность Т.А. Крюкова: «Полоса холста (длина 171 см., ширина 35 см) как бы обертывается вокруг руки, а затем спускается вниз, во всю длину рубахи, причем с одной стороны его делается срез в виде острого клина. Полотнище рукава сшиваются в нескольких местах со средними полотнищами рубахи, образуя род боковых сторон или клиньев стана. Рукав, таким образом, является достаточно широким и коротким, длина его равна ширине полотнища ( 35 см). Покрой этой одежды приближается как бы к драпировке тела из куска ткани». Рубаха нангунь панар входит в комплекс традиционной одежды особой группы мордвы-эрзи проживающей на северо-западе Мордовии, так называемой теньгушевской эрзи.

Наиболее крупные этнографические коллекции мордовского костюма хранятся в Российском этнографическом музее, Пензенском государственном краеведческом музее, Краеведческом музее г.Саратова, Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее им. И.Д. Воронина, Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Среди них преобладают коллекции женской праздничной одежды, относящейся ко второй половине XIX - началу XXв. Имеются отдельные экземпляры и более ранние - конца XVIII века.

Национальный костюм мордвы формировался в центральной полосе европейской части России. Природно-климатические условия проживания, а так же хозяйственная деятельность народа стали определяющими факторами формирования всего комплекса национального костюма, который включал в себя нательную и легкую верхнюю одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды. Основой эрзянского и мокшанского костюмов была белая холщовая рубаха —панар, украшенная вышивкой. Покрой одежды, качество холста, орнаментальные мотивы и колорит вышивки позволяют определить, к какой локальной группе принадлежит народная одежда. Например, эрзянская рубаха сшивалась из двух полотнищ, которые перегибались пополам. В середине, по центральному шву, оставлялись разрезы для ворота и на подоле для шага, в боковые швы пришивались рукава. Мокшанский покрой рубахи отличался. Основой стана было цельное полотно, сложенное пополам. К нему с боков пришивались более короткие холстины, оставляя пройму для рукавов. Такой покрой имел широкое распространение среди народов Поволжья, у эрзян он применялся для шитья верхней женской распашной одежды и мужских рубах.



Женщина в нангунь панар. Акварельный рисунок нач.ХХв. Коллекция РЭМ.
Покрой рубах эрзянского и мокшанского типов продиктован максимальной шириной полотнища. Сотканные на горизонтальном ткацком станке холсты получались не шире 40см., чаще всего встречаются размеры 36-38 см. Исследования ученых свидетельствует о том, что горизонтальный ткацкий стан был изобретен в XI веке, следовательно, традиционная форма народной одежды мордвы – известная нам по этнографическим коллекциям, начала формироваться в указанный выше период.

Собранный по крупицам сведения об архаичных формах одежды мордвы, позволяют сделать вывод о том, что традиционные черты национальной одежды, ярко выраженные в покрое и декоре рубах, начали складываться в XI веке и окончательно сформировались в XIX веке.

В конце XIХ- начале ХХ вв. праздничные комплексы традиционной одежды мордвы становятся объектом пристального внимания ученых, исследователей, коллекционеров предметов народного искусства. Большой вклад в изучение народного костюма внесли такие видные деятели, как ученый-просветитель М.Е. Евсевьев, финский исследователь Аксель Хейкель, этнографы Н.И. Спрыгина, М.Т. Маркелов, П.Д. Степанов и другие. Среди коллекционеров, внимания заслуживает собрание предметов мордовского народного костюма В. П. Сидамон-Эристовой и Н. Л. Шабельской. Собранные комплексы праздничной одежды включают старинные рубахи, головные уборы, нагрудные и поясные украшения. Декор одежды поражает сложностью орнаментальных мотивов ковровой вышивки синего и красного оттенков, контрастно выделяющейся на фоне белого холста рубахи. Одно из крупнейших и ценнейших коллекций позже оказалась разделена между различными российскими и зарубежными собраниями.
Фотография женщины в национальном костюме мордовки Пензенской губ. Конец XIX - начало XX в.Коллекция ГИМ
Фотография женщины в национальном костюме мордовки Пензенской губ. Конец XIX - начало XX в.Коллекция ГИМ
Фотография женщины в национальном костюме мордовки Саратовской губ. Конец XIX - начало XX в.Коллекция ГИМ
Представленные на фотографиях костюмы вызывают ряд вопросов, относительно точности деталей костюма. По расположению вышивки на рубахах, орнаментальным мотивам декора можно с уверенностью говорить об эрзянском типе одежды, но форма головных уборов и украшений не соответствует указанным локальным вариантам мордовского костюма. Данные обстоятельства требуют более детального изучения коллекции.
Что происходит с национальным костюмом в начале ХХ века?

Этот период является важной вехой в истории мордовского костюма. Если до этого времени мы можем говорить об эволюции – поступательном развитие традиционных форм народной одежды, то в начале ХХ века начинаются процессы трансформации костюма. Эволюция это развитие через совершенствование. Трансформация это развитие через изменение, причем иной раз эти изменения ведут к разрушению традиционных форм и появлению новых деталей, ярких акцентов созданных из доступных, чаще покупных материалов.

Если в XIXвеке одежда изготавливалась из материалов полученных домашним способом, то в начале ХХ века ее стали шить из фабричных тканей. Изменения в костюме происходят постепенно. В первую очередь они коснулись сложных, многосоставных старинных головных уборов.

В начале ХХ века начинается процесс смены старинных головных уборов на платки. В это время намечен бурный рост легкой промышленности. Яркие ткани, разноцветные ленты, тесьма, позумент частично заменяют, а в ряде случаев полностью вытесняют сложную старинную вышивку на рубахах.

На развитие национального костюма оказывает влияние и происходящие события в стране. Революционные настроения, идея строительство светлого будущего проникают во все сферы. В этот период происходит важное переосмысление жизненных ценностей. Народная одежда приобретает новое звучание. Вот как описывает произошедшие изменения в традиционном костюме эрзянских женщин В.Н. Белицер:
« На руцях, сшитых в начале ХХв, вышивка беднее, уже и проще, чем на руцях первой половины XIX в. Красивые продольные вышивки на старинных руцях позднее стали заменять полосками кумача, блесток или прошитыми красными нитками стежками. Чаще стали в вышивках встречаться техника «крестом» и хлопчатобумажные нитки.
Вышивка становится менее плотной, общий её тон приобрел большую яркость и сочетания цветов стали резче. С конца XIXв. вместо вышивки полы, подол и рукава руци стали все чаще обшиваться кумачом. Такие руци назывались кумачовыми и считались особенно красивыми». Этот период действительно стал поворотной точкой в истории мордовского костюма. Кумачовые руци, новый крой одежды. смелые решения образа - все это является отражением эпохи. Политика государства направлена на поддержку национальной культуры, но с одним важным условием. Культура должна быть национальной по форме и социалистической по содержанию. Другими словами, в традиционные формы, в том числе и одежды, вкладывается совершенно иное содержание.
Мокшанки в национальных костюмах на празднике Шумбрат. Нач.ХХI века.
Кардинальные изменения образа жизни мордовского населения, связанные с всеобщей глобализацией, развитием научно-технического прогресса неминуемо привели к утрате старинных техник изготовления рубах, что способствовало выходу из обихода национального костюма и переходу к городскому типу одежды. Почти исчезнувший из повседневного быта, мордовский костюм, сохраняет свое историческое и
эстетическое значение. На протяжении нескольких веков он претерпел значительные изменения, но не утратил самобытности, сохранив свои важные смысловые значения в системе визуального восприятия этноса. Традиционный костюм и по сей день остается универсальным средством приобщения к этнической культуре мордвы.
Развитие художественных традиций мордовского костюма

Многовековой опыт мордовского народа в области создания национального костюма сохраняется в творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства. Большой вклад в развитие самобытных традиций мордовского костюма вносит профессиональное художественное сообщество региона. Сложившаяся в Республике Мордовия трехступенчатая система образования в сфере культуры и искусства дает свои положительные результаты. В детских художественных школах учащиеся приобретают начальные знания и навыки в области традиционных видов народного творчества, которые затем совершенствуются в среднеспециальных и высших учебных заведениях.

Актуальным направлением развития современных художественных практик является моделирование костюма по этническим мотивам одежды мордвы-мокши и мордвы-эрзи. У истоков становления и дальнейшего развития этого направления стояли ныне известные художники- модельеры - заслуженный деятель искусств Мордовии Острась Л. М. , заслуженный работник культуры РМ Колчанова- Нарбекова Л. Н., Лосева Г.В. Представленные костюмы выполнены студентами Института национальной культуры, Саранского художественного училища в процессе дипломного проектирования под руководством преподавателей. Благодаря плодотворному сотрудничеству педагогического коллектива и студентов приемы народной вышивки не только возрождаются, но и приобретают новые формы. Знакомство с основными видами традиционного искусства и локальным разнообразием костюмов, способствует изучению мордовской вышивки, ткачества и бисероплетения. Глубокое погружение в тему и серьезный структурно-композиционный анализ подлинных предметов народного искусства позволяют создавать работы высокого художественного достоинства. Сложность этого процесса состоит в том, чтобы найти меру современности и традиционности, избежать механического копирования народных образцов и в то же время дать представление об этническом костюме.

Е.А. Ключникова-Будкина. Коллекция костюмов "Тялоня".
В результате творческого осмысления происходит новое прочтение традиций и их трансляция в пространство современного художественного опыта.
Авторы представленных работ не преследовали цели точного повторения традиционных форм, для них народный костюм воспринимается как неисчерпаемый источник вдохновения. В нем художники всегда находят выразительные средства созвучные современности. Связь с традициями народной одежды проявляется в сохранении узнаваемых её художественных особенностей, ассоциативно связанных с этнической культурой мордвы.

Моделирование костюма по этническим мотивам динамично развивающееся направление. Активная работа молодых авторов позволила достичь высоких результатов и стать победителями престижных конкурсов, показов моды в Москве, Сочи, Перми, Казахстане, Республиках Коми и Марий Эл, Чехии и Франции (г. Ницца).

Национальная одежда является наиболее ярким культурным маркером, главной визуальной формой этнической идентичности.

В настоящее время растет интерес к народному искусству, традиционная вышивка и авторский костюм востребованы в современном мире, поэтому можно с уверенностью говорить о том, что в Мордовии эти виды творчества будут развиваться.

Костюмы по этническим мотивам.

Дипломные работы студентов СХУ им. Ф.В. Сычкова.

Общие сведения
Мордовский костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, головных уборов, обуви и украшений, который использовался людьми в повседневном и праздничном обиходе. Мордовский народный костюм представляет два основных типа — мокшанский и эрзянский. При общем сходстве в некоторых деталях и в приёмах украшения они имеют свои особенности.

Дисперсное расселение мордвы на территории нашей страны способствовало появлению многочисленных локальных вариантов мокшанского и эрзянского типов национальной одежды. Мордва –мокша носили одежду, существенно отличную от мордвы-эрзи. В народной одежде мокши преобладало влияние тюркской культуры, в костюме эрзи – русской.
Отличительная особенность мордовского народного костюма — универсальный крой рубахи, обилие вышивки и украшений, многослойность, наличие дополнительных деталей.

Костюм имеет заметные особенности в зависимости от местности бытования, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный, повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи). Покрой традиционной рубахи не менялся столетиями. Полный комплекс праздничной женской одежды усложнялся за счет многочисленных украшений, поясных и боковых подвесок, сложных головных уборов, состоящих из нескольких деталей.
История мордовского костюма тесно связана с жизнью народа и является отражением традиционной культуры мордвы-мокши и мордвы-эрзи.

Челмакина Н.Н.

зав.отделом декоративно-прикладного

искусства МРМИИ им. С.Д. Эрьзи


Материал подготовлен с использованием источников:
Белицер В.Н. Народная одежда мордвы// Труды мордовской этнографической экспедиции. – М., 1973. – Вып.3. – 214с.
Майнов В.Н. Один день среди «мокши»// Древняя и Новая Россия. – СПб,1878.-Т.3.-№10. – С.117-134
Мордовский народный костюм: Альбом/ Сост. и авт. текста: Т.П. Прокина, М.И. Сурина. – Саранск: Морд.кн.изд-во, 1990.- 384с.
Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство. -Саранск: Морд.кн.изд-во, 1968.

http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=339
https://goskatalog.ru/portal/#/
http://erzia-museum.ru/project/mordovskij-kostyum/
https://mordovochka.blogspot.com

О проекте
Лекторий
Про костюм
Онлайн-мастерская
©2021 Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи.
Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения обладателя исключительных прав.