Народный костюм мордвы Заволжского региона, развиваясь в относительной изоляции, сохранил вплоть до начала XX века многие архаичные черты. Девичий и женский наряд отличался благородством и гармоничным сочетанием деталей. Полный комплекс костюма включает нательную рубаху панар, распашную одежду руця, головной убор сорока, передник с грудкой – запон, набедренное украшение пулокаркс или дразнямокаркс, кожаные полусапожки – коты. Основой ансамбля является рубаха –панар туникообразного кроя. Самой яркой и выразительной частью декора рубахи, на протяжении всей истории ее бытования, является вышивка. Она выполнялась шерстяными нитями терракотового и черного цвета, обогащалась за счет деликатного введения других материалов: бисера, блесток, золотной нити. Отличительной особенностью вышивки данной локальной группы является то, что она гармонично дополнялась бисерным шитьем и лаконичными рядами металлических блесток. Золотная нить, деликатно введенная в орнамент, акцентировала внимание на вышивке, придавая ей роскошный блеск. Дополняет праздничный комплекс костюма, распашная одежда из холста, которая в большинстве районов называлась руця. Шили ее из качественного посконнобумажного или хлопчатобумажного полотна.
Руця вышивалась узкими рядами косых стежек, декорировалась бисером и нашитыми рядами чешуйчатых блесток. Основные тона вышивки - красный и черный, с включением золотной нити. С середины XIX века в костюм эрзянок данной местности входит новый тип передника с грудкой — запон. Его составляли из тканей разного цвета, например, красный передник с синей грудкой, украшенный машинной строчкой. Подол у грудки мелко сосборен, в нижней трети оформлен полосой черного кружева с зубчатым краем и золотистой полоской ткани. Разнообразные украшения, включенные в общий комплекс ансамбля, создают яркое представление о традиционном эрзянском костюме. Обязательным украшением наряда была нагрудная фибула — сюлгамо. В данной местности она представляет кольцо овальной формы с незамкнутыми концами. Каждый из концов оформлен двумя глазками из черных бус, оправленных в металл. Дополняют сюлгамо две низки белых фарфоровых бус, скрепленные одна ниже другой. Особого внимания заслуживает поясной комплекс костюма мордвы-эрзи заволжской группы. Он несколько отличается от комплексов других локально-территориальных групп. Набедренное украшение пулокаркс или дразнямокаркс имеет трапециевидную, расширяющуюся к низу форму. Представляет собой облегченный вид набедренника, обязательного элемента эрзянского костюма. Верхняя часть из холста, основа из картонного щитка обтянутого тканью, вышита геометрическим орнаментом. Сверху нашиты ряды бисера, блесток, пуговиц, которые чередуются с вертикальными линиями медных цепочек. От нижней части щитка спускается ряд зеленых и черных кистей с бисерной поднизью, по бокам шесть кисточек красного и зеленого цвета.
Праздничный наряд гармонично дополняет плетеный на дощечках пояс –каркс цект. Концы пояса декорированы бисером, к ним прикреплено украшение на проволочном каркасе из крупных бус, бисера и металлический гребешок на цепочке. Молодые девушки носили нарядно декорированный головной убор с высоким очельем - сороку. Его налобник, плотно вышитый красно-коричневыми и черными нитями, декорировался позументом, рядами блесток, разноцветного бисера, цепочек. Длинный позатылень, спадавший на спину, был дополнен подвесками из кисточек, цепочек с жетонами. Типичные для всех мордовских групп сапоги со сборами в Заволжье рано были утрачены. Праздничной обувью женщин и девушек здесь являлись полусапожки — коты, с острыми носами и отделкой из зубчато вырезанных кромок, медных бляшек. Обувь заказывали у русских и татарских мастеров. Все элементы костюма мордвы-эрзи заволжской группы гармонично дополняли друг друга. Образно-пластический строй наряда отличался чистотой линий, подчеркивался тщательно продуманными цветовыми акцентами и лаконичностью форм съемных украшений.
Коллекция МРМИИ им. С.Д. Эрьзи.
Музыкальная композиция в исполнении этнографической фольклорной студии-MEREMA.