На страницах газеты «Красная Мордовия» начиная с 1934 года регулярно публиковались зарисовки художника Г. Баранова – портреты передовиков социалистического строительства, карикатуры на бюрократов и лодырей, политические карикатуры на капиталистов. В публикациях мы также находим упоминание о нём как об экспоненте первых художественных выставок в Саранске. Поэтому, когда в архивных делах ФСБ промелькнуло имя ещё одной жертвы – Г. Баранова, возникло предположение, что это тот самый человек. Подробное знакомство с делом показало, что в 1930-х годах в Мордовии к изобразительному искусству имели отношение два Баранова: самодеятельный художник Геннадий Баранов, работавший ретушёром в газете, и партийный работник Гордей Баранов, который в 1937-1938 годах возглавлял Управление по делам искусств при СНК МАССР. За недостатки в работе по руководству культурным строительством в Мордовии он в 1938 году был арестован.
К счастью, художник Геннадий Баранов не подвергался репрессиям. В сентябре 1941 года он добровольцем ушёл на фронт, откуда не вернулся. Его фамилия открывает скорбный ряд журналистов Мордовии, погибших в годы войны. Они высечены на мраморном обелиске в фойе Дома печати. Картины Геннадия Баранова «Литограф» и «Друзья», о которых мы узнаём из отчётов о выставках 1930-х годов, скорее всего не сохранились. Только по газетной графике мы можем судить о нём как о художнике; его карикатуры на международные темы – самое раннее обращение к жанру политической карикатуры в изобразительном искусстве Мордовии.
У Гордея Степановича Баранова была типичная биография старого большевика: родился в 1892 году в селе Киржеманы Ардатовского уезда Симбирской губернии в бедной крестьянской семье. (1) Эрзянин. Был образованным: три зимы учился в церковно-приходской школе. Батрачил на Урале и Дону. В 1911 году с артелью земляков уехал на строительство Амурской железной дороги. В 1913 году был призван в армию: с 1914 года на фронтах Первой мировой войны. В 1917 году вступил в партию большевиков. Воевал в Красной армии. Принимал участие в коллективизации на территории Мордовии. В 1931-1932 гг. учился в Институте красной профессуры на историческом отделении. В 1934 году был назначен начальником политотдела свиноводческого совхоза в селе Пушкино Кадошкинского района, а в 1937 – начальником Управления по делам искусств. Управление было создано в 1930-е годы с образованием Мордовской автономии и просуществовало до начала 1950-х годов, когда было преобразовано в Министерство культуры МАССР. Именно Гордей Степанович руководил работой исторического Первого съезда Союза художников Мордовии. С его трибуны он заявлял: «Для того, чтобы наши художники овладевали совершенным искусством, надо было давно организовать в Мордовии художественную студию, но враги народа всячески срывали это дело. Они пытались закрыть дорогу к искусству для народных талантов. Новое руководство Управления тоже слабо помогало художникам, мало интересовалось их работой. В ближайшее время Управление добьётся того, чтобы художники получили помещение, и будет больше уделять внимания Союзу художников».(2)
Г. С. Баранов был от искусства, в общем-то, далёк, хотя в его жизни была попытка приобщиться к труду литератора. Видя крайнюю безграмотность и бескультурье мордовского народа, он решил написать «Азбуку колхозника», где попытался в доходчивой (на его взгляд) форме донести до крестьянских масс основные задачи колхозного и культурного строительства. Книга была напечатана в 1932 году издательством «Сельхозгиз». Соединив антирелигиозную пропаганду с пропагандой социализма, он, не желая того, выбрал анекдотическую форму изложения материала. Вот несколько призывов из книги:
«Пора снимать серьги мордовских женщин и повесить их на пятак свиньи».
«Русских православных племенных свиней необходимо превратить в колхозные свиньи».
«Мощих и худых эрзянских коров необходимо превратить в молочные и маслонесущие фабрики».
«Социалистическая скотина будет жить лучше и чище православного народа».
Книга подверглась резкой критике и даже стала сюжетом для фельетона, напечатанного в газете «Правда». (3) Баранов публично раскаялся, заявив, что «… со знаниями приходской школы я взялся за непосильную работу» и … продолжил подниматься по карьерной лестнице партийного чиновника. (4) Крах наступил 20 марта 1938 года, когда под покровом ночи его пришёл арестовывать сотрудник НКВД Мишустин. Сразу после ареста состоялось заседание Мордовского ОК ВКП(б), на котором слушался вопрос о работе Управления по делам искусств. Постановили: «За потерю революционной бдительности, развал работы Мордовского государственного театра оперы и драмы, не реагирование на факты нездоровых явлений и бытового разложения в муздрамучилище и как ранее привлекавшегося к партответственности за право-оппортунистические выступления и практику в работе – начальника Управления по делам искусств при СНК МАССР Баранова Г.С. с работы снять и из рядов ВКП(б) исключить».
Краткое прозрение наступило в тюрьме. После немыслимых по жестокости допросов, в минуту отчаяния Баранов произнёс в камере обличительную речь, которая тут же была передана следователям одним из сокамерников: «Фактически Советской власти уже не существует. Власть захватила кучка карьеристов из Политбюро во главе со Сталиным, Кагановичем и Ворошиловым. Эти люди подавили и без того куцую демократию и народ при помощи НКВД превращён в послушных рабов-молчальников, притворно хлопающих в ладоши. Народ существующий гнёт не вытерпит, … восстанет и свергнет эту власть, а нас освободит и будет встречать с песнями и цветами». (5) Ни эта речь, ни заключение следствия, которое гласило, что «Баранов является активным участником антисоветского правонационалистического блока», не помешали Гордею Степановичу 5 марта 1939 года освободиться из тюрьмы. Осенью этого же года вместе с женой и тремя детьми он уехал в Москву, где занимал ответственные посты в различных организациях: заведующего учебной частью Московского историко-архивного института, заместителя учпромкомбината Первомайского района г. Москвы, заместителя председателя Московской областной страхкассы кооперации инвалидов. С 1953 года – на инвалидности. Персональный пенсионер союзного значения. (6) В год своего 70-летия Гордей Степанович написал: « В истории нашей партии и Советской власти были тяжёлые невзгоды и большая политическая борьба. Участвуя в революционном движении 50 лет и находясь в рядах партии более 45 лет, я, не щадя своих сил и здоровья вёл непримиримую борьбу против врагов нашей партии и Советской власти. В огне классовых и политических боёв, выполняя всё время руководящую работу, я никогда не отходил от партийных позиций, никаких уклонов не имел, в оппозициях не участвовал». (7)
Примечания.
- Архив УФСБ РФ по РМ. Дело № 2973.
- Статья Вл. Жаровского «На первом съезде художников». Газета «Красная Мордовия» от 17 ноября 1937 г.
- Аграновский и Бетяев. Фельетон «Кушайте, дорогие читатели». Газета «Правда» от 23 апреля 1933 года.
- Архив УФСБ РФ по РМ. Дело № 2973.
- Там же.
- Краткая автобиография. МРОКМ им. И.Д. Воронина. ИК ОФ №2860/1. 1964г.
- Там же.