Выставка «Интеллектуальный реализм» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Выставка «Интеллектуальный реализм»

С 10 июля в Главном здании Музея Эрьзи (Коммунистическая, 61) будет работать выставка Андрея Любомировича Дмитренко (1969) и Николая Любомировича Дмитренко (1984) – братьев-художников из Санкт-Петербурга, работающих в соавторстве. Они окончили Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (2013), являются членами Союза художников России (1994, 2013) и ассоциации Kunstschaffen (Вена, 2019). Участники российских и международных выставок и арт-ярмарок. Дата вернисажа будет объявлена дополнительно.

Работы художников хранятся в частных коллекциях и музейных собраниях России и за рубежом (Государственный Русский музей, Рязань, Волгоград, Пенза, Орел, Австрия, Великобритания, Франция, Канада, Италия, Китай, Япония).

Творческий союз братьев Дмитренко развивает направление живописи, которое они называют интеллектуальным реализмом. Получение образования в одной из старейших художественных академий мира во многом способствовало развитию у них приемов реалистического искусства. Художники считают, что у реализма безграничные перспективы развития и самое главное – возможность высказаться на любую тему и создать образ, который затронет душу зрителя. Тема их работ – человеческое измерение современной урбанизированной среды. Широкая география городских пространств – от Санкт-Петербурга до Вены – позволяет авторам передать насыщенную атмосферу непохожих друг на друга мегаполисов и выразить внутренние переживания, которыми охвачены герои их полотен.

Авторы убеждены, что реализм предполагает интеллектуальное начало, более того, рождение реализма изначально было нацелено на познание мира в его многочисленных связях – социальных, духовных, включая повседневность как среду обитания человека. Уже в середине XIX века реализм в искусстве и литературе был близок научному методу исследования мира и человека. Интеллектуальное и образное начало не противоречат друг другу, а помогают облечь замысел в эмоционально действенную форму.

Художники ставят перед собой задачу выявить «нерв» современности и дать возможность зрителю прикоснуться к тем силовым линиям, которые определяют жизнь каждого отдельного человека и всего человечества в целом. Важной стороной интеллектуального реализма является возможность связать индивидуальное, глубоко личное в героях с тем, что делает их сознательными или невольными участниками масштабных процессов, которые определяют характер современного глобального мира, а в чем-то и судьбу каждого из них.

Тщательно срежиссированные композиции объединяют разобщенных людей в небольшие группы. Это метафора человеческих состояний, где паузы между героями являются зонами молчания, они более красноречивы, чем ситуации активного общения.

Шок от избытка визуальной информации – одна из тем художников. В таких мизансценах как в микрокосме отражается макрокосм принявших характер настоящей пандемии процессов отчуждения людей друг от друга, манипулирования сознанием человека, тотального равнодушия людей друг к другу. Но в мире, перегруженном визуальной информацией, не исчезли истинные ценности, с которыми человек должен сверять свой путь. На поиск этих ценностей и человеческих связей в крайне противоречивом, тревожном мире и нацелено искусство братьев Дмитренко.  

На выставке в Саранске представлены 52 живописные работы, выполненные в 2010-2025 годах, а также ранние работы 1972-1985 годов.

Куратор выставки – зав. научно-исследовательским отделом Виктор Махаев

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ