Нескучный урок, или диалог музея и школы через призму художественных произведений
И.В. Шило, старший научный сотрудник
отдела музейной педагогики МРМИИ
им. С.Д. Эрьзи (Республика Мордовия, г. Саранск)
В настоящее время сложилась уникальная ситуация: реформа в образовании и новые Федеральные государственные образовательные стандарты четко определили направление государственного заказа, связанного с вызовами времени. Школа теряет монополию на организацию основного учебного процесса. Сегодня учитель обязан так
организовывать учебную деятельность школьников, чтобы она была связана с жизнью, и включать в нее занятия на природе, в городской среде, в библиотеке, в театре и, конечно, в музеях. Таким образом, школа и музей получили возможность объединить свои усилия не только в дополнительном, но и в основном образовании детей для достижения совместного эффекта.
Современная педагогическая наука трактует образовательный процесс как процесс освоения культурно-исторического наследия, осуществляемый системой различных социальных институтов, таких, как школа, музей, семья, театр, библиотека. Единство этих институтов, хранителей и трансляторов культуры, осознается и рассматривается как новое открытое образовательное пространство.
При этом школу можно считать миром идей, в котором логика познания строится от общего к частному, от слов (идей) – к вещи (фактам, наглядностям, опытам, экспериментам). Но любая наглядность призвана лишь помочь освоить сумму знаний, перейти от идей более общих – к менее общим. Такое образование порождает несостоятельность личности, которая использует чужой опыт.
Музей же можно считать миром вещей, в котором логика приобщения к опыту человечества задаётся движением от частного – к общему: знакомство с идеями осуществляется в процессе исследования музейных объектов. Музейные залы при этом превращаются в специфическое пространство, в котором занятия начинаются не с рассказов и лекций музейных педагогов, а с изучения музейной коллекции и представляют собой площадку для активной познавательной деятельности ребёнка, оперирующего не описанием вещей, а самими вещами. Таким образом, главная проблема при оптимизации взаимоотношений Школы и Музея лежит в осознании и чётком понимании потенциала музея как образовательного пространства. И надо признать, что сегодня тема диалога школы и музея через призму произведений культуры по-прежнему остаётся «terra incognita» – той самой неизвестной землёй, которая ждёт своих первооткрывателей.[1]
Музейно-педагогическое сообщество нуждается сегодня, прежде всего, в ощущении современности, востребованности, социальной эффективности, а также обеспечении признания его деятельности. Проект «Урок в музее» – одна из таких возможностей: он способствует развитию профессионального потенциала музейных педагогов, мотивирует их искать нестандартные, но обоснованные методологией и практикой способы приобщения детей к музейным ценностям.
Что же такое музейный урок и зачем он необходим?
Музейный урок – интереснейшая форма работы со школьниками, источник знаний, полученных в атмосфере музея или с использованием переносной музейной выставки, с применением интерактивных технологий, которые способствуют развитию самого ценного – личностных качеств ребенка, в том числе воображения и творческого потенциала, а также помогает сформировать навыки исследовательской и проектной деятельности.
Музейный урок необходим для того, чтобы обогатить школьные программы, расширить жизненный кругозор учащихся, повысить их мотивацию к получению знаний и применению в реальных проблемных ситуациях, создать условия для творческой, исследовательской и проектной деятельности и расширить рамки предметного содержания с выходом на метапредметный уровень.
Немаловажную роль в эпоху реформы школы, когда на первый план выдвигаются инновационные подходы в образовании, играют музеи, так как их потенциал необычайно важен для образовательных и воспитательных задач школы.
Сегодня МРМИИ Эрьзи – своего рода экспериментальная площадка, где проходят апробацию музейно-педагогические технологии, создаются новые музейно-педагогические программы, пособия, зарождаются иные формы «диалога» музейного и педагогического сообщества.
Художественный музей Эрьзи реализует образовательные функции в соответствии с многоуровневой программой интеграции музея с системой дошкольного, начального и среднего образования «Музей – школе», где условно можно выделить несколько основных моделей позиционирования музея как пространства, в котором может осуществляться полноценная образовательная деятельность.
Программа разработана в соответствии с действующими учебными программами и с учётом возрастных особенностей школьников. Она предусматривает комплексное использование разнообразных музейных форм научно-просветительской работы: лекции, экскурсии, беседы, музейные уроки, занятия в виртуальном филиале Русского музея, тематические вечера, экспресс-выставки… Все они нацелены на помощь учителям в подготовке и проведении уроков.
Выбор методов и приемов определяется целями и задачами урока, типом отобранных предметов, учетом способностей, навыков и умений учащихся. Музейные педагоги, проводя уроки, используют следующие методы: демонстрационный, вопросно-ответный, ролевой, «погружения», театрализации, проблемный, практический.
В Музее Эрьзи разработаны ART-уроки по мировой художественной культуре, изобразительному искусству, английскому языку, истории, краеведению, литературе и русскому языку. Музейный урок является ярким примером «красочной» иллюстрации исторических событий. Проведение в музее уроков по истории может быть нацелено на достижение личностных образовательных результатов учащихся: изучение основ культурного наследия народов России и человечества; осознание принадлежности к определенному этносу; уважительное и благоприятное отношение к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. На таких уроках детям не бывает скучно, так как сам по себе музейный урок отличается от традиционного. Учащиеся не сидят за партами, а познают музейный предмет, играя, соревнуясь друг с другом в сообразительности и находчивости: отгадывают загадки, расшифровывают ребусы, отправляются вместе с работниками музея и педагогом в путешествия во времени, они сами становятся, в зависимости от класса и формы музейного урока, героями невыдуманных рассказов. Рассмотрим музейные уроки по абонементу 26 «Страницы истории мордовского народа». Музейный педагог на первом занятии по теме «Древняя мордва» рассматривает следующие вопросы:
- Древнее население на территории Мордовского края.
- Городецкая культура. Формирование древней мордвы.
- Этногенез мордвы. Происхождение этнонимов «мордва», «мокша», «эрзя».
- Ранние письменные сообщения о мордве.
- Хозяйственное развитие у мордвы.
Лекция дополняется мультимедийной презентацией, а также посещением экспозиции зала декоративно-прикладного искусства, где представлена коллекция археологических древностей.
На третьем занятии по теме «Верования мордвы» ребята узнают о земном и небесном устроении, о солнце и огне, о мордовских богах (божествах и покровителях, многобожии, единобожии, верховном боге), о молениях и обрядах мордвы (например, обрядах жизненного цикла). И вновь диалог музейного педагога и ребят дополняется мультимедийной презентацией, на которой представлены, в том числе рисунки мордовских художников Н. Макушкина и А. Алешкина на тему верований мордвы. Затем, научный сотрудник музея выходит на экспозицию «Современное изобразительное искусство Мордовии», чтобы познакомить учащихся с произведениями данных авторов.
С каждым годом российские музеи выпускают всё больше разнообразных мультимедийных программ: от обзорных виртуальных экскурсий по зданиям и основным экспозициям до узко-тематических выставочных проектов.[2]
C 2014 года МРМИИ им. С.Д. Эрьзи присоединился к масштабному просветительскому проекту «Русский музей: Виртуальный филиал». Музей использует богатейшую медиатеку Государственного Русского музея (мультимедийные программы, фильмы) в контексте реализации образовательных задач. За годы существования в проекте музей пробовал свои силы в создании собственных программ, ежегодно принимая участие в конкурсах мультимедийных ресурсов Русского музея.
Приведем примеры:
С 2011 года – в рамках государственно-частного партнёрства с ООО «РОСТР» музей начал реализовывать проект «Мобильный музей скульптуры». Были оцифрованы произведения С.Д. Эрьзи из коллекции музея, снят фильм с 3D-моделями произведений скульптора. Музей выезжал в разные районы республики Мордовии и демонстрировал виртуальные модели скульптур, приближая зрителя из дальних сел и городов республики к творческому наследию мастера. С 2015 года начала формироваться полная виртуальная коллекция работ Эрьзи совместно с Государственным Русским Музеем, Государственной Третьяковской Галереей и другими музеями, хранящими работы скульптора. Итогом является создание мультимедийной программы «Время собирать. Степан Эрьзя».
В 2017 году научные сотрудники отдела музейной педагогики подготовили ресурс «Всё мне дорого в городе этом…», где собран богатейший материал о Саранске в произведениях профессиональных мастеров изобразительного искусства Мордовии, а также в детских работах. Таким образом, музейные мультимедийные программы предоставляют педагогу почти безграничные возможности для собственного творчества и формирования у учеников базовых компетентностей личности.
Музей Эрьзи представляет уникальный проект «ART-урок в музее», который интегрирует изобразительное искусство и русский язык, развивает интерес детей к искусству и школьным предметам, вдохновляет на многократное посещение музея. Эти уроки дополняют и делают более разнообразной учебную программу по русскому языку и изобразительному искусству.
Приведем пример ART-урока по изобразительному искусству по теме «Там, где оживают дерево и камень», на котором используется путеводитель. Занятие проходит на экспозициях музея, где представлены скульптурные произведения. На уроке ребята проводят эксперимент, выводят понятия «скульптура», определяют, кто является главным объектом изображения в скульптуре, знакомятся с видами скульптуры по назначению и по форме. Во время просмотра фильма «В мастерской скульптора» учащиеся собирают сведения о том, из каких материалов и с помощью каких инструментов создаются скульптурные произведения.
Или ART-урок «Золотая осень И.И. Левитана». На нём школьники знакомятся с творчеством И.И. Левитана, художника-пейзажиста 2-ой половины XIX века. Внимательно рассматривая картины, ребята учатся понимать их содержание и средства выразительности; развивают умение творчески, самостоятельно мыслить, высказывать своё отношение к увиденному на живописных полотнах. Изюминкой этого урока является то, что ребята не только слушают рассказ музейного педагога, в ходе которого заполняют маршрутные листы, занимаются сочинительством (составляют двустишия и четверостишия по теме), смотрят фильмы из коллекции медиатеки «Русский музей: виртуальный филиал» (И.И. Левитан. «Озеро. Русь»), но и участвуют в мастер-классах, проводимых студентами СХУ им. Ф.В. Сычкова.
Такие ART-уроки позволяют расширить, углубить филологические и искусствоведческие знания школьников, помогают развивать художественный вкус, организуют свободную и неформальную культурно-образовательную среду в музее.[3]
Велико воздействие уроков в музее на формирование эстетического сознания детей. Оно осуществляется через освоение учащимися художественного наследия народов России и мира и включение их в творческую деятельность эстетического характера. Последняя благотворно сказывается на понимании школьниками текстов, отражающих разные этнокультурные традиции.
Таким образом, считаем, что урок в художественном музее – это своеобразный диалог между Музеем и Школой через призму художественных произведений, организованный с целью приобретения учащимися знаний по определённой программе или же с целью закрепления и углубления полученных на уроках в школе. Музейная среда стимулирует не только познавательные интересы младших школьников, но и способствует их всестороннему развитию, а наличие незнакомых предметов вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации. Большое значение имеет феномен узнавания – подкрепление имевшихся знаний о событиях и явлениях впечатлениями о предметах, документирующих эти события и явления. Это способствует развитию навыков предметного видения, превращению абстрактных знаний в конкретные. Урок в музее помогает активизировать в равной степени всех учеников, так как создает возможность индивидуального подхода к учащимся с различным уровнем восприятия музейной информации. Последовательное проведение цикла занятий в музее воспитывает культуру, ребята осознают необходимость приходить в музей самостоятельно, по своей инициативе, с семьёй, с друзьями. Музейная работа представляет большие возможности для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания школьников активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превратить его в существенный фактор развития личности.
[1] Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. «Музей как образовательное пространство» – Сб. Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве. Материалы Всероссийской конференции «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве» (16-17 мая 2008 г.). – СПб. СПбАППО, 2009. – 23 с.
[2] Мультимедийные программы ГРМ: www.rusmuseum.ru/multimedia/
[3] www.erzia-museum.ru