Возникший на национальной почве, МРМИИ имени С.Д.Эрьзи собрал и преумножает уникальную коллекцию произведений всех видов искусства художников Мордовии ХХ- начала XXI века: живописи, скульптуры, графики.
Мордовия – земля, богатая талантами. Она дала миру гения С.Д.Эрьзю (Нефедова), мордвина по национальности, самобытного и яркого скульптора ХХ века, не имеющего себе аналогов в своеобразной «соавторской» манере работы с деревом. Его искусство всечеловечно по глубине психологизма созданных им образов, широте охвата сложнейших философских проблем, связанных с внутренним миром человека. Сила раскрытия непреходящих жизненных ценностей делает его неотъемлемой частью современной культуры.
Высокой духовностью отмечено искусство другого известного уроженца мордовской земли, народного художника Мордовии Ф.В.Сычкова. Он работает в лучших традициях русской реалистической школы живописи. Основная тема его творчества – жизнь русской деревни. Отличительная черта искусства мастера – показ радостной стороны человеческого бытия. Умение понимать радость жизни, по мнению Ф.В. Сычкова, составляет силу человеческого духа. Радость – это тот духовный стержень, на который нанизывается все творчество мастера. Не случайно его называют живописцем счастья, певцом радости.
С именами С.Д.Эрьзи и Ф.В.Сычкова связано становление профессионального изобразительного искусства республики. В довоенное время оно характеризуется деятельностью немногочисленной группы живописцев, которая венчается в 1937 году созданием Союза художников Мордовии. Ныне это достаточно серьезная организация. Она представлена ведущими мастерами искусства, имеющими звания народных и заслуженных художников России и Мордовии, определяющими современное лицо культуры республики. Отличительной чертой их творчества является сопряжение национального и общечеловеческого, диалог культур, вливающийся в русло единого общекультурного потока.
В целом же развитие изобразительного искусства Мордовии входит в контекст современной отечественной художественной культуры с характерными тенденциями и процессами, происходящими в искусстве ХХ – начала XXI века. В работах мордовских художников разных поколений проявляется стилистическая и жанровая разноплановость: от реалистического искусства до авангарда. Но при всей творческой многоликости они продолжают лучшие традиции русского и современного отечественного искусства.
Центральной линией, объединяющей произведения мастеров Мордовии, является крупная философская тема «Земля и люди», которая свободно и по-разному интерпретируется авторскими индивидуальностями в различных временных границах. Конкретные жизненные наблюдения и поэзия национального служат отправным началом творчества художников республики. Искусство 1950-х – начала 1960-х годов характеризуется приоритетом реалистической повествовательности сюжета, монументализированного жизнеутверждающего образа истории родной земли, ее лирического и героизированного пейзажа, вдохновенной декларацией исторического оптимизма в портретах людей интеллектуального и физического труда. Это отражается в работах В.Д. Илюхина, А.А.Родионова, Е.А.Ноздрина,А.А. Мухина, М.С.Шанина и продолжает доминировать на протяжении всего их творчества. Далее искусство развивается под знаком «оттепели» 1960-х годов, когда благодаря «суровому стилю» усиливается его мощный гражданственный пафос. Романтическое свободомыслие тех лет служит импульсом для отступления от литературности изображения, усложнения образной и стилистической структуры произведений мордовских художников, достижения большей степени художественного обобщения (А.А.Мисюра, В.А. Попков, В.А. Беднов, А.А. Жидков).
В 1970 – середине 1980-х годов наряду со стремлением к монументальному пластическому обобщению и оптимистично-мажорному восприятию жизни (В.Д. Илюхин, Н.П. Рожков, И.И. Сидельников, А.П. и В.П. Шадрины) появляется тенденция к лирическому раскрытию образа, философскому осмыслению действительности. Усиливаются иносказательные, ассоциативно-символические начала смысловых подтекстов произведений таких мастеров, как В.А. Попков, А.А. Мисюра, В.А. Беднов. С одной стороны, художник сохраняет в основе работ облик натуры, с другой, пытается выразить все метафорические возможности образа. Эта антиномичная особенность современного искусства соединять несоединимое (монументальное и лиричное, реальное и идеальное и т.д.) в пределах одной работы распространяется на все виды искусства, объединяя их общей философской направленностью поиска «связи всего со всем». В графике Мордовии в этом плане выделяется творчество Н.С. Макушкина, в скульптуре – Н.М.Филатова.
Сложное двуединство художественного мышления отражается не только в изменении тематики, сюжетов, образной и стилистической ткани произведений, но и в жанровом своеобразии. Происходит распад традиционных жанровых границ, смешение жанров. Наиболее ярко данный процесс прослеживается в творчестве В.А. Попкова, особенно в его портретах-картинах, натюрмортах-интерьерах и т.д.
Если искусство А.А. Мисюры, В.А. Попкова отличает нарастающий психологизм и драматически напряженный интеллектуализм образов, то творчество И.И. Сидельникова, Г.Г. Стэпан, В.И. Петряшова, опираясь соответственно на классическую, ренессансную, фольклорную стилистику, характеризуется созерцательно-непосредственным восприятием природы, аналитическим, эмоциональным, декоративным подходом к форме и цвету.
В конце 1980-х и особенно в 1990-е годы в искусстве Мордовии обостряется проблема духовности. Художники обращаются к размышлениям о человеческих проблемах и драмах, трагических парадоксах бытия, стойкости духовного начала, сосредоточивают внимание на показе внутренней одухотворенности образа, авторской рефлексии, опыте ментального самопознания. Явственно формируется тема духовных поисков. В этой атмосфере искусство В.А. Попкова, Н.С. Макушкина и Н.М. Филатова все более углубляется в философские вопросы соотношения духовного и материального, человека и мироздания.
Проблема поиска духовных ценностей в новых условиях XXI века и подчас невозможность их обретения сегодня заставляет художников проникать в глубины человеческого духа, отправляться в архаическое прошлое своего народа, стремясь постичь национальные архетипы, погружаясь в интуитивный внутренний образ исторического бытия, хранящийся в памяти этноса. В фантазийном философски-мистическом творчестве А.С. Алешкина, Ю.А.Дырина, Л.Н. Колчановой с преобладанием мифических, сказочных мотивов создается красивый, метафоричный, иногда таинственный и пугающий образ всеохватного бесконечного мирозданческого бытия и в нем нетленного человеческого духа.
Обострение чувства гуманистической сопричастности, стремление удержать истинные духовные ценности, утвердить человеческое в возрастающей жесткости современной жизни, продолжить путь к Истине и Совершенству обозначают направление развития искусства Мордовии в XXI веке.
Е.В.Голышенкова, искусствовед