Арт-терапевтический проект «Музей дарит Надежду»
В 2009-2010 учебном году в музее работал арт-терапевтический проект «Музей дарит Надежду».
Цель Проекта:
Используя общение с произведениями изобразительного искусства в музее и художественное творчество, помочь детям справиться с психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, устранить имеющиеся нарушения поведения.
Задачи Проекта:
– научить воспринимать мир как более дружелюбный и гармоничный;
– познакомить с воплощением человеческих ценностей в образах искусства;
– дать возможность детям осознать свою личностную ценность, неповторимость жизненного пути, помочь осмыслить свою судьбу;
– создать условия для социально приемлемого и безопасного способа выхода агрессии и других негативных чувств посредством работы над рисунками, картинами, скульптурами;
– развивать способность к эмпатии, сопереживанию другим людям.
Содержание Проекта:
В Саранске с начала 1990-х гг. работает приют «Надежда» для детей, оставшихся без попечения родителей. Как правило, это дети из социально дезорганизованных или неполных семей, когда родители лишены родительских прав или не желают заботиться о ребёнке, жестоко обращаются с ним. Приютские дети психически депривированные, лишенные родительского тепла, часто с отставаниями в общем и речевом развитии, с эмоциональными и поведенческими отклонениями. При неудовлетворении важнейших потребностей, живя в состоянии эмоционального неблагополучия, ребёнок постоянно переживает ожидание собственного неуспеха. Доминирование защитных форм поведения и неспособность к конструктивному решению конфликтов проявляются в агрессивности, стремлении обвинить окружающих, неумении и нежелании признать свою вину. Нарушение эмоциональных контактов приводит к развитию низкой самооценки, чувству неполноценности. Основным переживанием такого ребёнка становится кажущаяся враждебность мира по отношению к нему.
В приюте ребёнок может находиться от нескольких месяцев до года. Этот переходный период весьма сложный, и важно всеми средствами оказывать ребёнку психологическую помощь и поддержку. Одним из инструментов, помогающих достичь положительных изменений в поведении и восприятии окружающего мира, является арт-терапия, общение с подлинниками в музейных залах и занятия изобразительной деятельностью. Искусство не только возвышает душу человека, влияет на развитие интеллекта и творческих способностей личности, но и лечит. Особую значимость оно приобретает в работе с «проблемными» детьми, которые так же хотят радоваться жизни, как и все остальные люди. Порою единственным средством воплощения этой радости становятся для них художественные материалы – карандаши, краски и бумага. Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней.
Особый смысл приобретают занятия, если в них принимает участие профессиональный художник, чьи произведения представлены в экспозиции музея как пример высокого искусства. В рамках проекта для детей из приюта проводились занятия, включающие беседу музейного педагога об искусстве, общение с художниками Мордовии и мастер-класс. Для участия в проекте была сформированы группа учащиеся 1-10 классов в количестве 10 человек. Занятия длились 2 часа с перерывом: 1-й час – экскурсия, 2-й час – творческая мастерская. В первой части дети знакомились с шедеврами нашего музея и на их примере с видами изобразительного искусства, основными материалами, которые используются художниками для создания произведений живописи, скульптуры, графики, ДПИ. Главной задачей этого этапа являлось пробуждение интереса к миру изобразительного искусства, создание условий для переживания детьми «эстетического шока». Для этого в беседах использовалась музыка, поэзия, пластические упражнения, приём погружения в ту или иную эпоху и «оживления» произведений.
Темы занятий:
1.Чародей резца – С.Д. Эрьзя.
2. Певец радости бытия – Ф.В. Сычков
3.Академик портретной живописи – И.К. Makarov,,ru,Arte ruso,,ru,Arte Contemporáneo de Mordovia,,ru,Arte ruso contemporáneo,,ru,Decorativamente,,ru,aplicado y arte popular,,ru,Cómo llegar,,ru,Lista de precios,,ru,Los servicios,,ru,Museo Ruso,,ru.
4.Певец русского леса – И.И. Шишкин.
5. Гимн морю И.К. Айвазовского.
6. Мир мордовской деревни.
7. «Мы идём на ярмарку». Русские народные промыслы.
В творческой мастерской проводились тематические занятия, на которых произведения искусства становились средством для прояснения и выявления проблем ребёнка и психологической работы с ним. В начале каждой встречи дети вставали в круг, держась за руки, и шёл разговор с опорой на базовые, определяющие бытие человека понятия: добро, любовь, дружба, долг, верность, труд, красота. При условии активного приобщения к произведениям искусства и использования арт-терапевтического метода погружения в произведение происходит пробуждение эмоциональных реакций. Ребёнок переживает различные чувства, и у него появляется возможность осознать и выразить их. В том случае, когда ребёнку сложно словами обозначить проблему, невербальный способ выражения через рисование является наиболее приемлемым в построении арт-терапевтических отношений.
В завершении проекта в музее состоялась выставка детского творчества и праздничный вернисаж.
Проект позволил расширить перечень социально-психологических и социально-реабилитационных услуг несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, арт-терапевтические занятия в стенах художественного музея подарили детям Надежду на счастливую и гармоничную жизнь.
Занятие 1. «Чародей резца»
Экскурсия: «Жизнь и творчество С.Д. Эрьзи»
Творческая мастерская: лепка из пластилина. Занятие ведёт Борисова Татьяна Михайловна – преподаватель ДХШ №4.
Занятие 2. «Певец радости бытия»
Экскурсия: «Жизнь и творчество Ф.В. Сычкова»
Творческая мастерская: рисунок гуашью на тему «Забавы деревенской улицы». У мольберта: Бикбаев Хафиз Ибятуллович – член Союза художников России, заслуженный работник культуры РМ, преподаватель ДХШ №2 и СХУ им. Ф.В. Сычкова.
Занятие 3. «Академик портретной живописи»
Экскурсия: «Жизнь и творчество И.К. Макарова»
Творческая мастерская: рисунок гуашью на тему «Портрет дорогого человека». У мольберта: Валентина Филипповна Козлова – член Союза художников России, заслуженный художник РМ.
Занятие 4. «Певец русского леса»
Экскурсия с элементами лекционного занятия «Жизнь и творчество И.И. Шишкина».
Творческая мастерская: рисунок гуашью на тему «Зимний лес». У мольберта:
Ширчков Евгений – студент архитектурно-строительного факультета МГУ им. Н.П. Огарёва.
Занятие 5. «Гимн морю»
Экскурсия с элементами лекционного занятия «Жизнь и творчество И.К. Айвазовского».
Творческая мастерская: рисунок акварелью на тему «Морской пейзаж». У мольберта: Валентина Филипповна Козлова – член Союза художников России, заслуженный художник РМ.
Занятие 6. «Мир мордовской деревни»
Экскурсия в Музее мордовской народной культуры.
Творческая мастерская: создание мордовской куклы-оберега. Занятие ведёт Наталья Николаевна Челмакина – научный сотрудник ММНК.
Занятие 7. «Мы идём на ярмарку»
Экскурсия «Русские народныепромыслы»
Творческая мастерская: рисунок гуашью «Голубая Гжель». У мольберта: Гришина Светлана Николаевна – преподаватель ДХШ№1.
Праздничный детский вернисаж «Шедевры музея глазами детей»
Место проведения: Главное здание музея, лекционный зал.
Время проведения: 13 мая 2010 года, 15-30.
Участники: воспитанники приюта «Надежда», социальные педагоги, художники, сотрудники музея.