От цвета к радости и звуку
Арт-терапия прочно вошла в музейную практику. Наш музей ведет систематическую работу в этом направлении, адресуя свои проекты социально-незащищённым детям – воспитанникам реабилитационного центра «Радуга», приюта «Надежда».
Опыт прошлых лет дал нам уверенность в решении более сложных задач, поэтому следующим этапом стало сотрудничество с Республиканской коррекционной школой-интернатом I и II вида, где занимаются глухие и слабослышащие дети. Познавательная деятельность и речь детей с нарушением слуха формируются своеобразно, намного медленнее, чем у нормально слышащих детей того же возраста. Принимая во внимание рекомендации специалистов, мы предположили, что общение детей с подлинниками на экспозиции художественного музея и работа в творческой мастерской под началом профессиональных художников существенно обогатит их психику, будет способствовать совершенствованию речи и её слухо-зрительного восприятия. Так родился проект «Цвет. Звук. Радость».
Его цель:
Используя потенциал художественного музея, способствовать формированию познавательной деятельности и речи у детей с нарушениями слуха.
Задачи:
1.Развить у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
2. Раскрыть творческие способности.
3. Расширить представления о звуковом и цветовом многообразии окружающего мира.
4. Совершенствовать словесную речь и её слухо-зрительское восприятие.
5. Познакомить с разнообразными художественными материалами и техниками.
В настоящее время проект вышел на финишную прямую. Впереди выставка в стенах музея, на которой будут представлены работы детей, праздничный вернисаж, всесторонняя и полная оценка деятельности. Но уже сейчас можно уверенно сказать, что проект состоялся, для ребят из коррекционной школы-интерната музей стал родным домом; положительные эмоции и опыт «насмотренности» художественных произведений расширили границы их духовного мира.
Программа арт-терапевтического проекта «Цвет. Звук. Радость»:
Занятие 1. 14.09.10. Тема: «Мой город – мой музей».Звуки и краски городской улицы.
Занятие посвящено 50-летию МРМИИ им. С.Д. Эрьзи.
Экскурсия: Знакомство с музеем и выставкой произведений учащихся ДХШ и ДШИ республики «Мой любимый музей».
Творческая мастерская: рисуем здание музея. Материал: бумага, гуашь.
У мольберта: Антипова Даша, 13 лет, ученица ДШИ № 8, – лауреат выставки-конкурса «Мой любимый музей», и её педагог М.А. Седойкина
Занятие 2. 12.10.10. Тема: «Очей очарованье…». Звуки и краски осени.
Экскурсия: Осень в произведениях живописи, графики и скульптуры, представленных в постоянной экспозиции музея и на временной выставке произведений преподавателей ДХШ и ДШИ Республики Мордовия «Осенний калейдоскоп».
Творческая мастерская: рисуем осенний пейзаж. Материал: бумага, акварель.
У мольберта: Биктюшова Флёра Хасановна, преподаватель ДХШ №3.
Занятие 3. 09.11.10. Тема: «Свободная стихия!». Звуки и краски моря.
Экскурсия и лекция: морской пейзаж в коллекции музея. Творчество И.К. Айвазовского.
Творческая мастерская: рисуем море. Материал: бумага, акварель.
У мольберта: Козлова Валентина Филипповна – член Союза художников, заслуженный художник Республики Мордовия.
Занятие 4. 14.12.10. Тема: «Запах пиона к нам ветер принёс…» Звуки и краски Китая.
Экскурсия: временная выставка «Китай-Россия: от сердца к сердцу».
Творческая мастерская: рисуем пион. Материал: бумага, акварель.
У мольберта: Биктюшова Флёра Хасановна, преподаватель ДХШ №3.
Занятие 6. 08.02.11. Тема: «Портрет моей мамы». Звуки и краски детства.
Экскурсия: «С.Д. Эрьзя – чародей резца».
Творческая мастерская: лепим скульптурную голову. Материал: глина.
У станка: Колмакова Елена Владимировна – член Союза художников, преподаватель ДХШ № 3 и Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарёва.
Занятие 7. 12.04.11. Тема: «Великое и малое». Звуки и краски космоса. К 50-летию полёта Ю.А. Гагарина в космос.
Экскурсия: выставка микроминиатюр А.И. Коненко «Чудеса под микроскопом». Автограф Ю.А. Гагарина, выполненный на срезе рисового зёрнышка.