А.М. Лобанова. «… В жизни должно быть как можно больше радости».
В недрах русского народа всегда лежали и лежат такие высокие могучие силы,
которые ни с чем не сравнимы и которые никогда не иссякнут.
В. В. Стасов
«Подрядчик, в окружении подвыпивших мастеров, узнал от меня, откуда я, пальцем потыкал мне в живот и сказал: “А! Пенза толстопятая! Ну, ладно, накормите его объедками и пойдем на работу, – там увидим, что из тебя выйдет”.
Усталый, исхудавший от голода, я увидел в церкви устроенные леса для росписи фресок на потолке и стенах. Здесь начался мой экзамен. Пьяный хозяин скомандовал мне: “Влезай на эту мачту”. А мачта была высотой в десять метров, гладкая, без сучьев. Засучив рукава, плюнув на ладони, вцепился я в дерево и пошел наверх. Кожа сдирается на ладонях, боюсь, что сорвусь, разобьюсь, но все же двигаюсь дальше, все выше и выше. Вот недалеко и помост, вцепился в доску, передохнул. Внизу все смотрят на мое неуклюже карабкающееся тело, хохочут, потешаются. Сил удержаться у меня уже нет, секунда – и я бы упал и разбился; но чудо – напряг последние силы, вскарабкался на леса и упал изможденный. А внизу – уже новая команда: “Теперь спускайся вниз!” Это было легче. Я быстро соскользнул, не упав. Хозяин сказал мне: “Ну вот, экзамен выдержал, молодец! А теперь иди с подмастерьем домой и три краски. Да смотри, поторапливайся!”»
Так начинался путь в искусство 15-летнего мальчика из бедной крестьянской семьи, благодаря своему таланту ставшего не просто прекрасным художником, но «живописцем радости», как назвали его благодарные зрители. Федот Васильевич Сычков родился 1 (13) марта 1870 года в селе Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне – Республика Мордовия, Ковылкинский район), в крестьянской семье. Невысокие холмы, на которых расположено село, широкие поля, залитые солнцем, плавная Мокша, в которой отражаются прибрежные ивы, – любимый и дорогой с детства пейзаж, сформировавший мировосприятие будущего мастера. С ранних лет проявилась его тяга к рисованию, и учитель земской школы П. Е. Дюмаев поддержал это стремление. По его совету Федот начал перерисовывать вначале картинки из букваря, а затем репродукции из журнала «Нива». Учитель по призванию, Петр Евдокимович действенно вмешался в судьбу одаренного мальчишки: сделанную Федотом копию с картины Михаила Зичи «Нить жизни» он отправил автору с просьбой помочь. Добрые слова и совет поступать в художественное училище не имели под собой реальной почвы. В это время умер отец Сычкова, и семья обеднела настолько, что мать ходила с сумой. Федоту пришлось стать главным кормильцем. Именно тогда и началась его жизнь «в людях».
Хлебнув горячего до слез, вернулся Федот в родной дом и стал зарабатывать писанием икон и портретов.
Слух о талантливом самоучке дошел до местного помещика, генерала Арапова (Иван Андреевич Арапов (1844–1913) – генера л-лей тенан т, член совета Главного управления государственного коннозаводства и Совета министра земледелия и государственных имуществ. Был женат на Александре Петровне Ланской, дочери Натальи Николаевны ПушкинойЛанской). Иван Андреевич заказал юноше свой портрет, а затем картину «Закладка станции Арапово». Самое удивительное, что событие это начинающий живописец воспроизвел по рассказам. В автобиографии Сычков об этом вспоминал так: «Он (генерал) мне подробно все рассказал, как было и кто из главных виновников этого торжества был, т.е. и он, и строители, и попы, и пр. стечение народа из разных сел и деревень».
Оценив художественные способности Федота, генерал отправил его в Санкт-Петербург, в Школу Императорского общества поощрения художеств. В товарном вагоне, вместе с генеральскими лошадьми, отправился Федот Сычков в новую жизнь.
Ему уже 22, надо спешить… И Сычков начинает работать – так, как работал всю жизнь, по-крестьянски основательно, не давая себе поблажек и отдыха. Закончив за три года полный шестилетний курс (одним из его учителей был Ян Ционглинский), поступает в Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии художеств, в мастерскую батальной живописи к Н. Д. Кузнецову и П. О. Ковалевскому.
Опытные педагоги помогли становлению таланта, но главным своим учителем Федот Васильевич считал И. Е. Репина, который часто посещал этюдные классы, делал замечания, но и хвалил молодого художника, давал ценные советы. В своих «Воспоминаниях о И. Е. Репине» Федот Васильевич рассказывает, как получил заказ выполнить копию портрета Николая II работы Репина, на что требовалось разрешение автора. Оно было получено, и записку эту Сычков бережно хранил всю жизнь. В настоящее время записка хранится в архиве Ф.В. Сычкова.
В ней сказано:
«Многоуважаемый Александр Петрович, г. Сычков желает скопировать портрет Государя моей работы. Портрет копируют в залах, и я ничего не имею против его копирования. Сычков хороший живописец. Ваш И. Репин».
Петербург формирует Сычкова и как художника, и как личность. С автопортрета, написанного за год до окончания Академии, на нас смотрит молодой интеллигент, настоящий петербуржец, в ближайшее время – экспонент многих российских и зарубежных выставок, владелец мастерской в известном «творческом» доме № 40 по Малому проспекту на Васильевском, где он будет жить с молодой женой – Лидией Васильевной (Л. В. Сычкова-Анкудинова (1882–1973) завещала все работы Федота Васильевича картинной галерее, ныне – музей Эрьзи).
Но все свободное время проводит он в любимом Кочелаеве – это главное, то, что питает все его творчество, наполняет смыслом жизнь. Даже мастерскую батальной живописи Сычков заканчивает дипломной работой «Письмо с войны». С огромным сочувствием, теплотой и пониманием изображает художник момент чтения фронтового письма, точно передает характеры персонажей, погружая зрителя в проникновенно и бережно изображаемый крестьянский мир.
Первый год революции оставил мастера ни с чем, и возвращение в Кочелаево было спасением. Сычков вновь в отчем доме на Рогожинской улице (ныне – улица Сычкова).
Он пристраивает мастерскую, вместе с женой обрабатывает огород, жадно берется за любую творческую работу: в первую годовщину революции оформляет праздники в Наровчате, Ковылкине и Кочелаеве, пишет лозунги, плакаты, театральные декорации… Уездная наровчатская газета от 17.11.1918 г. пишет: «Маленький, глухой, серенький городишко в день празднования Октября стал неузнаваем… особенно благодаря картинам художника Сычкова».
Несмотря на тяжелое время, ни на минуту не прекращалась внутренняя творческая работа. Постепенно стала налаживаться жизнь, и на полотнах Сычкова расцвели девичьи улыбки, астры в палисадниках, осенние рябины, узоры на платках. Сычков – признанный мастер, жанрист, пейзажист, тонкий акварелист.
Тема деревенской жизни, крестьянского труда проходит через все творчество мастера. «Мяльщицы льна» (1905), «Возвращение с сенокоса» (1911), «Sabiduría»,,bg,«Христославы»,,bg,"Transición difícil" y una cantidad de otras,,ru,donde el maestro trató de hablar sobre diferentes aspectos de la vida rural,,ru,actuando como un cuidadoso observador narrador,,ru (1916), «Христославы» (1935).
Одно из лучших жанровых полотен «Трудный переход» (1911) – реалистичный, умный, тонкий рассказ о жизни русской деревни. Неторопливость повествования, внимание к деталям, доскональное знание быта, мягкий юмор отличают эти работы. Одна из главных тем Сычкова в 20–30-е годы – деревенский праздник. Замечательный колорист, он передает радостное мироощущение, наряжая своих героинь в пестрые сарафаны, ленты, разноцветные бусы, серьги, повязывая на голову или набрасывая на плечи потрясающие цветастые платки («Праздничный день», 1927; «Праздник урожая», 1938; «Праздничный день. Подруги. Зима», 1941).
Тонким психологом и внимательным наблюдателем проявляет себя Сычков в картине «Молодая» (1925). Замечательно удалось художнику передать прелестное смущение молодой жены, вышедшей за водой, целую гамму чувств на лицах «наблюдателей» – деревенских баб, девчат и ребятишек.
Дети особенно часто становятся героями картин. Художник не раз говорил о том, с какой радостью и удовольствием он пишет деревенских ребятишек, показывая их незамысловатые игры, их трогательную дружбу. Целая галерея чудесных образов, полных прелести и душевной красоты, проходит перед нами в работах «Приятели» (1911), «Подружки. Дети» (1916), «Дети в цветах» (1932), «Под рябиновым кустом» (1932).
Но особенно хороши его портреты, отличающиеся бережным проникновением в духовный мир портретируемого, тонкой и точной психологичностью и непременно невероятно праздничной яркостью. Его «Жница» (1931), «Плясунья Соня» (1932), «Девушка в синем платке» (1935) – гимн женской красоте. Особенно трогательно Федот Васильевич изображал свою жену Лидию Васильевну, разделившую с ним все горести и радости. «Женский портрет» (1903); «Портрет в черном» (1904); «Лето» (1909); «Молодуха» (1928); «Портрет Лидии Васильевны Сычковой» (1940); «Портрет Лидии Васильевны Сычковой» (1955) – признание в любви, которую эта красивая пара бережно сохраняла более полувека.
Теплотой проникнута пейзажная живопись Сычкова. Скромные, неброские виды родного Кочелаева, плавное течение Мокши, старые ветлы, невзрачные избушки прекрасны в любое время года. На пленэре создавались и натюрморты – те же образы природы, покоряющие совершенным мастерством исполнения: «Ягоды» (1931), «Алмаатинские яблоки» (1937), «Помидоры» (1948).
С образованием в 1930 году Мордовской автономной области (с 1934 г. – Республика Мордовия) в творчество Сычкова вошла национальная тема. В одном из писем своему коллеге, художнику Н. А. Каменщикову, Федот Васильевич писал: «… я не мордвин, а чисто русский и мало от роду видел мордву, только теперь за двадцать последних лет заинтересовался мордвой и очень люблю прошлое мордвы, их национальные костюмы и прочее».
Сычков сумел создать яркие запоминающиеся образы: «Школьница-отличница» (1934), «Учительница-мордовка» (1937), «Трактористки-мордовки» (1938).
За подвижнический труд мастер получил звание народного художника Мордовии, заслуженного деятеля искусств РСФСР; он по праву считается основоположником мордовского профессионального изобразительного искусства, работы его представлены во многих музеях и частных коллекциях России и за рубежом. Самое большое собрание – в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи (более 500 работ).
И каждый день в залах музея люди застывают в радостном изумлении возле полотен Федота Васильевича Сычкова – изумлении перед талантом, яркостью красок, удивительной достоверностью народных образов, любовью и светом, льющимися из картин, которые много лет вызывают ответный отклик: «Мне здесь нравится все: и картины, и портреты, и натюрморты. Надо быть поистине талантливым, чтобы с такой силой и убедительностью показать простых людей деревни» (1950-е гг.). «Спасибо за позитив, который несут картины Сычкова, воспевающего свой народ, его жизнелюбие, красоту и душевную чистоту» (2018 г.).
Cтатья опубликована:
Лобанова А.М. Живописец радости / А.М. Лобанова // Русская мысль. 2019. №105/01. С. 36–39.