Дом художника А.А. Мухина
В.Б. Махаев, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения ИКОМОС, Россия Республики Мордовия
4 июня 2019 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Андреевича Мухина (1919-1994) – замечательного художника, заслуженного деятеля искусств Мордовской АССР, одного из ведущих художников Советской Мордовии. В связи с юбилейной датой Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи выступает с инициативой по дому художника, в котором размещалась его мастерская (г. Саранск, ул. Грузинская, 34). Научно-исследовательским отелом музея были собраны архитектурные, литературные и архивные сведения, доказывающие большую историко-культурную ценность здания. Для увековечения памяти об известном художнике предлагается:
- Установить на фасаде здания мемориальную доску с надписью: «В этом доме в 1955-1994 гг. жил и работал художник Александр Андреевич Мухин, заслуженный деятель искусств Мордовской АССР». Мемориальную доску планируется открыть 4 октября 2019 г., в день 25-летия со дня смерти художника.
- Включить здание в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как вновь выявленный объект, обладающий признаками объекта культурного наследия.
- В перспективе предлагается организовать в жилом здании на ул. Грузинской, 34 дом-музей художника А.А. Мухина с ограниченным доступом посетителей.
История строительства здания. Дом в Саранске на ул. Грузинской, 34 был выстроен в 1955 г. на участке, принадлежавшем родственнице (сестре тестя А.А. Мухина), потомку саранских купцов. После сноса ветхой постройки за один летний сезон был возведен двухэтажный дом, и в начале ноября 1955 г. семья художника вселилась в него. Образцом для дома А.А. Мухину послужило старое деревянное здание, размещавшееся на ул. Рабочей, построенное в начале XX в., в послевоенные годы использовавшееся под детский сад, рядом с которым первоначально проживала семья художника.
Усадебный участок располагается на восточной стороне улицы среди одноэтажной деревянной застройки, хорошо озелененной, главным фасадом дом А.А. Мухина обращен на запад. В 1972 г. на противоположной стороне улицы был построен по типовому проекту Дом пионеров и школьников. В 2000-е гг. на смежном участке была создана обширная спортивная зона.
Архитектурные особенности здания. Дом представляет редкий для малого провинциального города тип усадебного деревянного двухэтажного жилища с дополнительными функциями. Общая площадь дома составляет 105 кв. м. Планировка дома предусматривает полную изоляцию двух этажей. На первом этаже размещены жилые помещения, на втором – мастерская. На первом этаже находятся: прихожая-коридор, вытянутый вдоль северной стены дома, здесь же размещена одномаршевая лестница на второй этаж; большая жилая комната с тремя окнами, выходящими на улицу; кухня с окном, выходящим в сад; спальня между кухней и коридором с окном в сад; санитарный узел между кухней и спальней. На втором этаже размещены: мастерская с верхним фонарем и окном, выходящим на север в сад; застекленная лоджия с видом на улицу; небольшая спальня с южным окном в сад.
Конструкции здания традиционны, так как его возводили местные плотники. Несущие стены рубленые брусчатые. Стропила двускатной крыши опираются на верхние венцы сруба. Кровля металлическая крашеная, на северном скате выделяется плоский фонарь.
В интерьере брус открыт, стыки заделаны паклей. Потолок оштукатурен, по периметру протянут широкий профилированный карниз. Полы дощатые крашеные. Перегородки дощатые. Двери филенчатые белые. Некоторые дверные полотна украшены цветными витражами. В интерьере темная фактуристая древесина стен контрастирует с белыми потолком и дверьми.
Художник хотел пристроить к дому два низких флигеля с северной и южной сторон, но этот план не был осуществлен.
Композиция уличного фасада, обращенного на запад, дисимметричная. Ось симметрии проходит по коньку здания (перпендикулярному улице). Справа находится крыльцо, справа калитка, каждое под треугольной крышей, лежащей на ступенчатых кронштейнах-помочах. Снаружи брус обшит неокрашенным тесом. Этажи отделены междуэтажным карнизом. Первый этаж на метровом кирпичном цоколе напоминает фасад одноэтажного деревянного городского дома второй половины XIX в., его главный элемент – три окна с выразительными наличниками, дисимметрию создает боковое крыльцо. На первом этаже три больших окна, обрамленные наличниками с треугольными фронтонами.
Второй этаж дома имитирует традиционную для России дачную архитектуру, бытовавшую в пригородах губернских городов на рубеже XIX-XX вв. На втором этаже устроено сплошное трехчастное остекление лоджии: справа и слева квадратные окна с мелкой расстекловкой, посредине окно с лучковой аркой и веерной решеткой, середина переплетена ромбами. Треугольный фронтон над вторым этажом трехчастный, мелкие фронтончики завершают квадратные окна, а прямоугольное слуховое окно забрано крупной пятиконечной звездой.
Мелкий декор некрашеного фасада составляют собранные из реек наличники (пилястры с каннелюрами и базой, сухарики). Состояние фасада в целом удовлетворительное, за исключением поломанных водосточных труб.
Интерьер здания украшает мебель первой половины XX в.: сделанные на заказ дачная плетеная мебель на лоджии (стол, диван и кресла) и массивный книжный шкаф в мастерской, старинные буфеты и комоды с накладными токарными деталями и резными фронтонами.
В доме первоначально для отопления использовались три дровяные печи. Большая русская печь размещена на первом этаже между кухней и маленькой спальней, она соединяется по потолку общим каналом с обогревательной печью прямоугольного сечения с вертикальными дымооборотами (голландская печь), размещенной в общей комнате у стены. Цилиндрическая отопительная печь (утермарковская) – обшитая металлическим листом с не замятым фальцем и чугунной заслонкой опирается на несущие конструкции русской печи и размещается на втором этаже с краю мастерской. В 1970-е гг. печное отопление было заменено водяным, с котлом и радиаторами. Все три печи были сохранены и сегодня являются интересным дополнением интерьера. Канализация первоначально была местная, в 1970-е гг. дом был подключен к централизованной сети.
Небольшой сад связан с домом дворовым выходом из прихожей-коридора. В саду находится дровяной сарай, плодовые деревья и кустарники, цветники. Выложенная камнем дорожка огибает юго-восточный угол дома. Во дворике парковалась легковая машина (в 1960-1970-е гг. «Волга ГАЗ-21», в 1980-е гг. «Жигули»). Перед уличным фасадом А.А. Мухин высадил две березы (сохранилась одна) и кусты сирени, которые сегодня в летний период почти полностью закрывают фасад дома.
Жизнь семьи А.А. Мухина и посещение дома известными людьми. В доме на ул. Грузинской в течение пяти лет проживали четверо членов семьи художника: Александр Андреевич, Галина Петровна, дочь Татьяна и Агафья Тихоновна Ратникова. В 1961 г. художник получил персональную мастерскую в мансарде жилого дома на ул. Федосеенко, однако большое и светлое помещение на втором этаже деревянного дома по-прежнему использовалось как мастерская.
В доме на ул. Грузинской в 1950-1980-е гг. частыми гостями А.А. Мухина были саранские художники В.Д. Хрымов, Д.И. Писчасов, В.Д. Илюхин, П.Ф. Рябов, Б.И. Росленко, Б.Г. Милованцев, Е.А. Ноздрин, М.С. Шанин, Н.В. Ерушев. Здесь бывали и знаменитые московские художники А.Д. Соколов, В.Ф. Стожаров, Н.Н. Золотарев, И.В. Сорокин, В.П. Швырев.
Современное состояние и использование здания. В течение 63 лет, прошедших с момента строительства, капитальный ремонт в доме не производился. Обследование несущих конструкций не производилось, но визуальный анализ говорит о том, их несущая способность, а также герметичность крыши удовлетворительные. Поверхности внутри здания не имеют крупных повреждений, трещин и щелей, протечек.
В настоящее время в доме проживает А.В. Бритов, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры алгебры и геометрии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, художник-любитель.
В доме хранится более 50 живописных полотен в рамах и множество этюдов и набросков А.А. Мухина. Представляют ценность и сотни книг по искусству, составляющие библиотеку художника. В доме царит художественная аура, родственниками заботливо оберегается память о художнике А.А. Мухине, в целом можно сказать, что это один из немногих в Саранске жилых домов, где много десятилетий сохраняется образ жизни, предметная и духовно-эстетическая среда, представляющая одухотворенный мир художника.
Выводы и практические предложения. Согласно Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к категории «памятники» относятся «отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями <…> мемориальные квартиры»; на данной территории возможна организация охранной зоны, в пределах которой обеспечивается сохранность ОКН в его историческом ландшафтном окружении.
Здание на ул. Грузинской, 34 имеет все признаки ОКН регионального значения как объект, обладающий историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющий особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (Республики Мордовия). Предметом охраны должны стать: экстерьер здания (фасады), планировка второго этажа с интерьером мастерской, лоджии, на первом этаже коридора и междуэтажной лестницы.
Объект имеет большую историко-культурную ценность, которая заключается в том, что:
- здание связано с жизнью и творческой деятельностью А.А. Мухина, замечательного художника, заслуженного деятеля искусств Мордовской АССР, фронтовика; с творчеством многих других известных художников второй половины XX в., бывавших в этом доме;
- двухэтажное деревянное здание представляет редкий для малого города архитектурный тип как по функции, так и по облику;
- здание находится в зоне старинной малоэтажной деревянной застройки по ул. Кирова, Садовая, Грузинская, Красноармейская, Саранская (расположенные здесь дома И.Д. Воронина, М.Н. Коляденкова имеют мемориальные доски и статус памятника истории регионального значения, при этом ряд ценных в архитектурном плане зданий был утрачен); эта территория с отреставрированными домами конца XIX – середины XX в. может превратиться в заповедную зону «Старый Саранск» близ Музейно-архивного комплекса, что обеспечит ее посещение туристическими группами.
В связи с тем, что в планировке дома четко разделяются жилая часть на первом и мастерская на втором этажах, и эти группы помещений полностью изолированы, в здании возможна организация открытой для посещения экспозиции, что не лишит жилой дом его бытовых связей и удобств. Экспозиция будет включать интерьер мастерской с мебелью и библиотекой, собрание произведений мастера.
В Республике Мордовия функционируют как филиалы МРМИИ им. С.Д. Эрьзи дома-музеи Ф.В. Сычкова в с. Кочелаево (открыт в честь 10-летия со дня смерти художника) и С.Д. Эрьзи в с. Баево (открыт в честь 100-летия скульптора), которые имеют статус памятников истории регионального значения. К двум сельским памятникам, связанным с жизнью и творчеством выдающихся художников, было бы логично присоединить и городской дом художника А.А. Мухина.
Фото В.Б. Махаева (июнь 2019 г.)