Изобразительный мир Олеси Филипени. К выставке «Поэзия живописи» (17.01.19 – 10.02.19)
Выставка под названием «Поэзия живописи», придуманным художником, имела, на первый взгляд, мало общего с поэзией образа; напротив, даже изображение на афише [1] акцентирует внимание на стороне жизни прозаической. Ожидая тонких, лиричных полотен, овеянных романтикой, зритель пребывает в некоторой растерянности: академическая строгость композиции, резкость фигур, словно вырезанных ножницами по контуру, декоративность цветовых решений, гладкая холодноватая фактура полотен не способствуют формированию поэтического видения. Однако с первого взгляда улавливается неизменная нотка экзотичности, которая делает автора узнаваемым.
Природа экзотичности лежит в плоскости индивидуально-авторского ощущения предмета. На открытии выставки 17 января 2019 года художник в своем выступлении признала, что не любит современные вещи. Ее привлекают вещи старинные, а скорее сказать, уникальные, своего рода – штучный товар. Показательны натюрморты «Натюрморт с маской» (2009), «Натюрморт с ракушками» (2018), которые задумывались автором как диптих с идентичной композицией, но полярными поисками колористической гармонии. Среди предметов – маски, привезенные дядей художницы из поездки по Африке. Они рождают в сознании автора, а затем на полотне два параллельных текстурных мира. Один – шероховатый как дуновение иссушающего ветра; parece,,ru,No tuvo mucho esfuerzo y esfuerzo para transferir las escenas de trabajo al lienzo,,ru,Pero en esta facilidad y naturalidad de la construcción de la composición,,ru, плетеная ваза с сухими травами, головки мака вот-вот могут рассыпаться от прикосновения и превратиться в песок; звенящая струя голубого стекла как глоток воды довершает образ оазиса, застывшего во времени и пространстве. Другой – гладкий, полированный, где каждый предмет: тяжелая атласная ткань, деревянные фигурки, ракушки и перламутр – сияет холодным отстраненным блеском. Два мира, запечатанные художником под вакуумом, безжизненные снаружи, но наполненные движением внутри. Разделенные почти десятилетием, работы вызывают вопросы в датировке. Так, на обороте второй картины значится 2018 год, тогда как репродукция самой картины воспроизведена в буклете Art studio Family (совместная выставка Р. М. Каримовой, В. М. Филипени, О. В. Филипени с похожим названием Family проходила в Государственной думе Российской Федерации в 2003 году).
Проблема датировки касается работ «Портрет матери» (2007), «Посвящается отцам» (2008), представленных в том же буклете. Последнее произведение появляется в авторских записях под названием «Военный натюрморт» (2003). Относящееся к жанру натюрморта, это произведение также можно отнести к тематической картине, посвященной памяти военных лет. Посвящение это носит не только метафорический характер. Оно соткано из вещей, принадлежавших разным поколениям семьи: подлинные фотографии предков со стороны отца – с левой стороны и предков матери – с правой, матовые, выцветшие от времени; крепкий деревянный сундучок, покрытый полотенцем ручной работы; его выткала родственница отца, и даже свозь полотно чувствуется ажурная мягкость крючка; дедушкин китель – тоже аутентичный, с индивидуальным номером – его же портфель, чехол и фляжка; их кожаную потертость ощущаешь физически; ружье, подаренное художнице… При внешней отстранённости, характерной для художника, полотно удивительно сентиментально.
Тематически близок к этой работе портрет «Карима апа» (2017), являющийся правой частью казацкого триптиха (экспонируется и как самостоятельное произведение). На полотне изображена двоюродная бабушка художницы из Оренбуржья. Портрет написан с натуры, просто, лаконично, в достойной цветовой гамме. Предметы интерьера не перегружают полотно, а формируют ту естественную среду, в которой живет труженица тыла. Вместе с тем она словно застывший символ своего поколения, сошедший с одной из фотографий.
Художник сознательно останавливает ход времени, чтобы подчеркнуть характер вещи, которая является носителем непреходящих ценностей. Полотно «Мордовские невесты» примечательно тем, что наряды девушек – не стилизация, а подлинное воспроизведение одежды, поэтому на оборотной стороне работы указано, что изображены эрзянка, мокшанка и шокшанка. Олеся Филипеня внимательно изучала особенности мордовского национального костюма по музейным коллекциям и специальной литературе. Вполне оправданным становится декоративное решение картины. Зритель может рассмотреть каждую деталь, как в галерее. Однако деталировка несет также и образную нагрузку: звенящие монеты, сверкающий бисер и ракушки, колышущиеся на ветру пух и бахрома словно вторят богатству окружающего мира, а геометрические узоры на ткани усиливают магию соединения человека и природных стихий.
Что касается пейзажей О. В. Филипени, большинство из них – этюды, написанные под впечатлением от пленэрных поездок по России. Этот опыт дал художнику живописную легкость, лиричность, светоносность. Работа «Донские просторы» (2018) создает иллюзию того, что зритель свободно парит по безграничному пространству, и ощущение это могло бы усилиться при выборе художником большего размера холста.
Творчество Олеси Филипени – отражение окружающего мира в русле реалистической традиции. Мира, в котором все предметы живут по своим законам. Художник, выбрав столь противоречивое название, инстинктивно угадала и представила на суд зрителя сильную сторону своего творчества – умение видеть природу вещей. Природу, более поэтичную, чем это представляется на первый взгляд.
Старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела,
куратор выставки Екатерина Кондрашкина
Примечания:
[1] Афиша к выставке выполнена художником. Изображен «Казацкий натюрморт», 2017, оргалит, масло. После завершения выставки натюрморт в качестве дара вошел в коллекцию Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи (далее – МРМИИ им. С. Д. Эрьзи).